Минсельхозпрод де-факто заблокировал поставки российской молочной продукции на белорусский рынок. Де-юре никаких запретов не принималось, однако уже в течение трех недель импортеры не могут осуществлять поставки продукции при отсутствии каких-либо пояснений со стороны регулятора. Причем, проблема не связана с низким качеством российской продукции.
Следует пояснить, что несмотря на отсутствие таможенной границы любая партия молочной (и не только) продукции может быть завезена из России только при наличии разрешения Минсельхозпрода. Как сообщил знакомый с ситуацией источник, белорусское министерство не отказывается принимать у импортеров заявки на выдачу разрешений.
Однако, дальнейших действий не предпринимаются. Заявки на разрешение попросту складируются на чиновничьих столах без каких-либо официальных пояснений. Чиновники также не сообщают, как долго будет продолжаться подобная практика.
Впрочем, никто из импортеров российской «молочки» не увязывает подобное поведение Минсельхозпрода с недавней молочной войной и не считает существующий де-факто запрет на российский импорт своеобразным ответом Минска. Почти все сходятся к мнению, что таким образом Минсельхозпрод Беларуси пытается выполнить поручение руководства страны по снижению потребительского некритического импорта, тем более что в Беларуси производятся аналогичные «импортозамещающие» продукты.
Однако если бы на российскую молочную продукцию не было спроса, ее бы попросту никто не завозил бы в страну. В этой связи недовольство простаивающих импортеров растет по вполне понятным причинам, а сама проблема уже доросла до уровня российского руководства.
Добросовестность и административная креативность Минсельхозпрода впечатляет, однако стоило бы задуматься какими последствиями может обернуться очередной выкрунтас белорусских чиновников. И Минсельзоз РФ, и главный политический врач России г-н Онищенко уже на практике доказали, сколь безжалостными могут быть действия российских властей. Но если во время молочной войны речь шла о нежелании белорусских производителей выполнять нормы российского законодательства, то в данном случае на лицо очевидный протекционизм. Собственно то, в чем белорусские власти неустанно на протяжении последнего года упрекали Россию.
Как нельзя кстати придется одно из высказываний российского премьера В.Путина: «Действовать будем жестко и последовательно». Неужели не хватило, и в Минске кому-то хочется еще раз нарваться? Но даже если отдельные белорусские чиновники страдают такими наклонностями, ведь можно было дождаться хотя бы выделения кредита в $500 млн. Потом же опять будем кусать локти и обвинять себя в колзохной недальновидности.