Делегации США и Великобритании не намерены в ближайшее время выносить на рассмотрение членов Совета Безопасности ООН вопрос об изменении режима санкций в отношении Ирака. Вашингтон и Лондон решили пока не настаивать на принятии так называемых "умных санкций", против которых решительно выступает Россия, а также целый ряд арабских государств.
По мнению наблюдателей, изменение позиции делегациями США и Великобритании вызвано целым рядом причин. Во-первых, после происшедших 11 сентября террористических актов Соединенные Штаты приступили к созданию антитеррористической коалиции и высказали в этой связи серьезную заинтересованность в союзе с Россией.
Во-вторых, создаваемая коалиция, по замыслу ее организаторов, должна включать в себя максимальное число государств, причем чрезвычайно важным американцы считают участие в ней арабских стран. В таких условиях, полагают источники в СБ ООН, вызывать раздражение потенциальных союзников не входит в планы представителей США. В этой связи ожидается, что в конце текущего месяца, когда истекает срок очередной фазы гуманитарной программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", ее действие будет продлено на следующие полгода без существенных изменений.
Однако, по мнению дипломатов, есть еще одна причина, по которой США и Великобритания изменили свои планы в СБ ООН в отношении Ирака. Союзники, похоже, не исключают для себя возможности нанесения ударов по этой стране, так как полагают, что ее руководство потакает международной террористической деятельности. У американцев и британцев нет прямых доказательств того, что иракские власти поддерживают террористов, однако на всякий случай они оставляют себе возможность для маневра. В этой связи принятие нового санкционного механизма в Совете Безопасности ООН стало бы серьезным препятствием для применения в отношении Ирака военной силы.
Разработанный ранее американо-британский проект "умных санкций" предусматривает снятие ограничений на поставки в Ирак всех гуманитарных товаров при одновременном ужесточении контроля за соблюдением запрета на закупки Багдадом оружия и товаров "двойного назначения".