А.Лукашенко, следуя совету своего другу Уго Чавеса, сегодня «мощно» развеял оптимизм большой группы политиков, экспертов, журналистов и просто граждан по поводу скорой грядущей либерализации белорусской экономики. Наш «парень», как назвал его Чавес, заявил о безупречности белорусской модели экономики, приведя в качестве доказательства востребованность на административные методы управления экономическими процессами во всем мире.
"Глубоко убежден, что роль государства в современном мире велика и весьма активна во всех сферах, включая экономику и политику", - заявил Лукашенко.
"Причиной этого (ред. – мирового экономического) кризиса стало то, что государство отдало всё на откуп частникам, порой - случайным людям… обвалилась экономика, банки (в США), и в эту бездну потянули всё за собой", - высказал он свое мнение.
«В мире усилили роль государства, что в Беларуси делали всегда и за что нас критиковали. Вдруг белорусская модель оказалась востребованной… Вывод один: государство должно быть и должно заниматься в той или иной степени происходящими в стране процессами. Но государство ни в коем случае не должно вмешиваться туда, где оно не может управлять эффективно", - заявил Лукашенко.
"Наше государство при любой ситуации в состоянии принимать эффективные меры и обеспечивать порядок, социально-экономическую и общественно-политическую стабильность в стране… та централизация власти, выстраивание президентской вертикали, на которые мы сознательно пошли в переходный период, как раз таки были призваны обеспечить управляемость процессов в этой крайне сложной трансформации", - продолжил он.
"Защитить наших людей от ее издержек. Ведь мы начинали тогда все с пустыми карманами", - сказал Лукашенко, косвенно подтвердив, что сегодня его карманы пустыми назвать очень сложно.
"Мы выбрали путь вдумчивого, пошагового воплощения общепринятых стандартов с учетом специфики переходных процессов в Беларуси и наших национальных интересов. Жизнь доказала правильность такого подхода. Прошли годы, и мы получили подтверждение своей правоты уже не на своем уровне, а в мировом масштабе", - резюмировал Лукашенко.
Лучшим завершением мысли безусловно стали бы такие слова: «В этой связи, я считаю, что выполнил свою миссию, и потому не вижу смысла пахать еще один президентский срок. Несмотря на дефицит квалифицированных управленцев, в нашей независимой Беларуси найдутся люди способные сберечь созданную модель и в будущем…»
Но… только хвалить Лукашенко уже давно разучился, даже себя. А потому вместо дембельской фразы он принялся критиковать одну из лучших моделей экономики. Ничто не может быть без изъяна, даже белорусский социализм…Речь идет о «кумовстве и клановости».
"Мы стремимся искоренять кумовство, протаскивание каких-то своих людей, клановость и землячество (при назначении на госслужбу)", - заявил Лукашенко.
"Скажу откровенно, я сам столкнулся с этой проблемой с первых дней президентства, когда часть людей, которые поддерживали меня в предвыборную кампанию в 1994 году, на следующий день после моего избрания пришли ко мне за портфелями. Они уже распределили между собой руководящие кресла", - пожаловался Лукашенко.
По его словам, на предложение занять другие, соответствующие их способностям ответственные посты, эти люди ответили переходом в оппозицию.
"Подбор и расстановка кадров, может, и отдает консерватизмом, но на самом деле речь идет о важнейшей, если не ключевой, функции управления. Для меня она особенно важна и ответственна, поскольку в Беларуси президент наделен огромными полномочиями», - еще одно признание «белорусского парня».
«На моем уровне назначается очень много должностных лиц. Кто-то может подумать, что все это лишний раз подчеркивает властолюбие Лукашенко. Но как раз с точки зрения публичной политики это не очень выгодно президенту, и я это понимаю как никто другой. Потому что за каждого человека, которого назначает лично президент, именно он и несет ответственность", - напросился Лукашенко на сочувствие.
«У меня свои критерии подбора: обязательно при назначении должна быть альтернатива - несколько претендентов на должность», - пояснил он.