А.Лукашенко в очередной раз высказался в пользу создания в Беларуси единого Следственного комитета, что, по его мнению, позволит повысить качество работы органов предварительного расследования.
"Особую значимость имеет вопрос повышения качества следствия. Одним из путей достижения этой цели может быть объединение следственных подразделений в единую централизованную структуру. Реформирование следственного аппарата это не цель, а средство повышения качества его работы ", - заявил сегодня Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования.
«…немалое количество фактов, когда лица, виновные в совершении преступлений, избегают уголовной ответственности и уходят от возмещения причиненного государству многомиллиардного ущерба. К сожалению, допускаемые оперативными сотрудниками ошибки, иногда и прямые фальсификации, не всегда выявляются в ходе предварительного расследования. В ряде случаев решение о предъявлении гражданам обвинения принимается следователями при явно недостаточном объеме доказательств", - признал он.
В качестве "одного из ярчайших примеров расхлябанности и разнузданности правоохранительной системы в целом" Лукашенко привел дело о поджоге киоска "Витебскоблсоюзпечать" в 2004 году.
"По обвинению в поджоге киоска "Витебскоблсоюзпечать" летом 2004 года были осуждены и отбывали наказание два невиновных человека. И только при расследовании взрыва в Минском метрополитене было установлено, что это дело рук этих же террористов, Дмитрия Коновалова", - напомнил он.
«Подобные случаи вызывают самую негативную реакцию общества, больно бьют по престижу государственной власти в целом», - заявил Лукашенко.
"Существующие проблемы обусловлены неэффективным и в значительной степени формальным ведомственным контролем за оперативно-розыскной деятельностью и предварительным следствием, недостаточно жестким и принципиальным надзором со стороны прокуроров. Каждый раз, обсуждая вопросы реформирования следственного аппарата, мы упирались в некую мертвую точку", - отметил он, пояснив, что одни представители госорганов боялись потерять ведомственное влияние на подчиненные им следственные подразделения, другие - опасались при реорганизации следствия сломать устоявшуюся систему предварительного расследования и следовали принципу "лишь бы хуже не было".
"Однако, на сегодняшний день те, кто раньше выступал против создания единой следственной структуры, уже не столь категоричны… даже противники этой идеи понимают, что качество предварительного расследования сложно повышать в условиях дублирования функций правоохранительных органов в следственной работе, административной подчиненности следователей и оперативных сотрудников одному руководителю… При этом каждое ведомство (МВД, КГБ, КГК, прокуратура) стараются защитить своего следователя и отбиться от нападок", - продолжил он.
Лукашенко предложил принять "однозначное решение" по вопросу совершенствования системы работы органов предварительного расследования, чтобы больше к нему не возвращаться.
"Я хотел бы услышать от участников совещания взвешенные позиции по вопросу создания единого Следственного комитета. Ведомственная, личная заинтересованность, исключаются - только государственная позиция при обсуждении этого вопроса", - заключил он.