В Беларуси официально регистрируемая безработица к концу текущего года составит 6-7% экономически активного населения республики. Такое мнение журналистам высказала эксперт аналитической группы проекта Международной организации труда (МОТ) в Беларуси, главный специалист Витебского областного объединения профсоюзов Светлана Парчевская.
По словам эксперта, реальный уровень безработицы в стране превышает официальные статистические данные (на конец апреля - 3,3%) и составляет не менее 20%. Кроме того, в состоянии скрытой безработицы (неполная занятость и вынужденные административные отпуска) находится еще около 30% формально занятого населения, считает С.Парчевская. Таким образом, в экономике Беларуси можно говорить о полноценной занятости лишь 50% экономически активного населения, резюмировала она.
По ее мнению, скрытая безработица в ближайшей перспективе будет иметь тенденцию к снижению за счет неизбежного сокращения численности работающих, что вызовет значительную напряженность на внутреннем рынке труда. С.Парчевская сообщила, что с начала текущего года численность рабочей силы, высвободившейся в связи с сокращением штатов, увеличилась в 2,5 раза. Параллельно на 25% сократилось количество вакансий, а за четыре месяца количество претендующих на одну вакансию безработных выросло с трех до пяти человек.
Говоря об относительно низком уровне официальной безработицы, эксперт пояснила, что его "секрет" заключается в принятой в Беларуси методике определения статуса безработного, нежелания значительной части безработных регистрироваться и в сохранении избыточной численности работающих.
Наряду с трансформацией скрытой безработицы в официально регистрируемую еще одной основной тенденцией на рынке труда является усиление региональных различий в безработице, отметила С.Парчевская. Она пояснила, что от безработицы теперь все больше страдают моноструктурные регионы, где переживает спад основная отрасль, а также регионы с плохо развитой инфраструктурой, низким образовательным уровнем трудовых ресурсов. По ее мнению, проблема региональных различий усугубляется низкой территориальной мобильностью населения, обусловленной институтом прописки, а также отсутствием доступного жилья, свертыванием общественного транспорта, роста тарифов на пассажирские перевозки.
С.Парчевская также считает, что существующие в республике государственные службы занятости не оказывают существенного влияния на внутренний рынок труда вследствие их низкой заинтересованности в конечных результатах деятельности. По ее мнению, положительное влияние на состояние рынка труда могли бы оказать имеющие статус коммерческой организации альтернативные государственным службы занятости.