Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) рассчитывает на оперативное рассмотрение правительством парафированного соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории республики с 1 января 2005 года.
Как сообщалось ранее, проект данного соглашения был парафирован 25 августа в Москве на заседании белорусско-российской рабочей группы, сопредседателями которой являются вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин и председатель правления НБ РБ Петр Прокопович.
Директор департамента секретариата правления НБ РБ Сергей Дубков отметил в интервью "Интерфаксу", что такие ожидания вызваны проведением 1 сентября 2003 года очередного заседания рабочей группы, где планируется детально проработать проект соглашения о порядке урегулирования взаимных требований и обязательств в случае прекращения действия базового соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Беларуси. Намечено также подготовить к парафированию соглашения технического характера между центральными банками двух стран, направленные на обеспечение выполнения базового соглашения.
Вместе с тем он отметил, что по существующему в Беларуси регламенту правительство должно принять решение в течение одного месяца с даты внесения документа. По словам С.Дубкова, процедура утверждения соглашения правительством предполагает его согласование в министерстве экономики, министерстве по налогам и сборам и министерстве финансов.
Комментируя концептуальное содержание парафированного соглашения, С.Дубков отметил, что для Беларуси положительным моментом является фиксация в соглашении права НБ РБ на осуществление денежно-кредитной политики. При этом Беларусь получает право эмиссии безналичных российских рублей пропорционально ВВП двух стран (ВВП Беларуси составляет к ВВП России 4,1-4,2% - "ИФ").
Кроме того, сохранение института Межбанковского валютного совета, что также закреплено в проекте соглашения, создает условия для функционирования единого эмиссионного центра как системы, отметил С.Дубков. Он пояснил, что система единого эмиссионного центра предполагает вхождение в состав совета директоров Банка России (БР), двух представителей НБ РБ и еще одного представителя Беларуси в наблюдательный совет БР. Таким образом, в Беларуси однозначно трактуют единый эмиссионный центр как коллегиальный орган, в состав которого входят представители НБ РБ и БР. При этом полномочия единого эмиссионного центра, в том числе и в части прироста активных операций НБ РБ, регламентируются не Банком России, а соглашением, подчеркнул директор департамента НБ РБ.
По его словам, в парафированном соглашении "заложена именно такая идеология, и она понимается сторонами однозначно".
В качестве "неприятных" для Беларуси положений соглашения С.Дубков выделил дополнительные обязательства по ограничению денежно-кредитной политики. При том что "в самих ограничениях ничего плохого нет, так как в стране и в настоящее время существует жесткая регламентация денежно-кредитной политики", добавил он. Однако сам факт использования валюты другого государства при проведении денежно-кредитной политики, регламентация с российской стороны процентных ставок и отсутствие возможности влиять на политику курсообразования "естественно, свидетельствуют о сужении полномочий НБ РБ", констатировал директор департамента.
Вместе с тем, учитывая, что использование российских рублей в качестве единственного платежного средства придаст дополнительный стимул развитию белорусских предприятий, парафированное соглашение, следует рассматривать как "найденный сторонами компромисс между ограничениями прав и обязанностей", резюмировал С.Дубков.