Председатель Белтелерадиокомпании Егор Рыбаков требует через суд от редакции газеты "Народная воля" 200 миллионов рублей (около 100 тысяч долларов) компенсации за оскорбление чести, достоинства и деловой репутации, а с корреспондента газеты Марины Коктыш и Элеоноры Езерской - 20 миллионов рублей (около 10 тысяч долларов) с каждой. Это дело в конце прошедшей недели рассматривал суд Ленинского района Минска.
Председатель Белтелерадиокампании Егор Рыбаков обратился в суд в связи с публикацией, которая вышла в "Народной воле" в октябре 2001 года. Она называлась "Элеонора Езерская: пять пудов любви я гарантирую". "Это была обычная светская заметка о том, что Элеонора Езерская решила писать книгу про любовь. В контексте разговора она упоминает "Музыкальный салон" и говорит: "Моя передача не выходит из-за трех человек - Рыбаков, Хрусталев и Доморацкий, который к ним присоединился. На совести этих людей сегодня, говорят, не только смерть юной и талантливой Юлии Космачевой, но и экс-председателя телерадиокомпании, честного и достойного человека Валерия Скворцова". Здесь есть, во-первых, ее ссылка - "говорят". Она не утверждает", -- рассказала Белорусской службе Радио Свобода автор публикации корреспондент газеты Марина Коктыш.
Егор Рыбаков заявил Свободе, что не согласится на уменьшение размера компенсации. К тому же недавно созданное юридическое управление Белтелерадиокомпании теперь готовит аналогичные иски к другим СМИ, в том числе к "Белорусской деловой газете", "Белорусской газете", несколько новых исков к "Народной воле".
На судебных слушаниях присутствовала координатор европейских программ организации "Статья 19" Федерика Прина. "Я думаю, что основная проблема в этом разбирательстве состоит в том, что истцы требуют непропорционально высокую компенсацию. Согласно международным стандартам свободы высказывания, должен сохраняться принцип пропорциональности - штрафы должны быть пропорциональны убыткам. В данном случае штрафы настолько большие, что они могут негативно отразиться на деятельности "Народной воли" и вызвать страх - как у "Народной воли", так и у других независимых СМИ. "Статью 19" особенно беспокоит тот факт, что дела о диффамации очень часто возникают в Беларуси. Кроме этого, они часто используются для давления на газеты", -- заявила Федерика Прина.