Депутаты нижней палаты белорусского парламента на пленарном заседании отклонили законопроект, определяющий полномочия Комитета государственного контроля республики при изъятии оригиналов бухгалтерских документов.
Зампредседателя КГК Михаил Матусевич, представляя законопроект, подчеркнул, что закон не изменяет в принципе полномочия комитета, а лишь ужесточает процедуру изъятия документов. В частности, он пояснил, что согласно законопроекту, изъятие бухгалтерских документов может производиться лишь с письменного уведомления руководства КГК.
«Ни один контролер просто так не придет и не потребует оригинальную документацию. Таким образом, интересы субъектов хозяйствования будут защищены», - подчеркнул М.Матусевич.
Законопроектом предусматривается, что изъятие документов осуществляется надзорными и контролирующими органами при возбуждении уголовного дела правоохранительными органами.
В то же время законопроект вызвал негативную реакцию у парламентариев. Так, депутат Николай Дубовик заявил, что «всякий контролирующий орган по сути неприятен», а также охарактеризовал госконтроль как фискальный орган. По мнению депутата Александра Чечоры, «контролеров у нас больше, чем производящей рабочей силы». Он привел данные по Могилевской области, согласно которым лишь областное управление КГК насчитывает 120 человек, не считая ряда районных подразделений. В то же время «в советские времена на всю область было два контролера», напомнил депутат. «Не успеет субъект хозяйствования одного контролера напоить кофе, приходит другой. Какая уж тут работа!», - с иронией заметил парламентарий.
Депутат Иван Пашкевич предложил обратиться в Конституционный суд за толкованием конституционности данной нормы, отметив при этом, что «зная честность и профессионализм Матусевича и Тозика (Анатолий Тозик – председатель КГК республики – «ИФ»), дал бы им еще двадцать дополнительных функций».
Такое отношение депутатского корпуса к законопроекту М.Матусевич в интервью «Интерфаксу» расценил как «отношение вообще к контролирующим органам, которых еще со времен Христа не любили как собирателей податей».