Четыре ночи и три дня сотни молодых патриотов держали оборону на Октябрьской площади. Вечерами к ним приходили родные и близкие, журналисты и сочувствующие. Поддерживали и вновь оставляли их, народовольцев, наедине с крепкими сотрудниками из различных служб безопасности, охраняющими мир и покой только одного человека, выполняющими только его приказы, повинующимися только его воле и причудам.
Парни и девчата из палаточного городка никого не оскорбляли, не махали палками, не крушили витрины магазинов и не бросали дохлых крыс в водопровод и канализацию. Они просто стояли, выражая свой протест против сфальсифицированных выборов, против грубой и бесцеремонной подтасовки голосов избирателей, против всего того беспредела, который творится в республике двенадцать лет подряд.
То, о чем вполголоса говорят взрослые на кухне – об исчезновениях и убийствах оппозиционеров и независимых журналистов, о лжи, расползающейся как раковая опухоль на белорусском телевидении, о бескультурии власти и чиновников, о послушных марионеточных депутатах парламента, о всей той бутафории, которая сегодня воздвигается в стране, ребята сказали громогласно. Если взрослые, образованные и понимающие, пока ограничиваются кухонными разговорами, слушанием радиоголосов и чтением Солженицына, молодежь уже не в состоянии мириться с превращением страны в полицейское государство и отношением к себе как к пешкам на чьей-то шахматной доске.
Тысячи машин, проезжающих за эти дни мимо палаточного городка на Октябрьской площади, приветствовали народовольцев. Сигналили, несмотря на риск быть оштрафованными. Сотни жителей города в эти дни приносили еду и горячее питье защитникам нашей чести и достоинства, несмотря на вероятность оказаться задержанными. Миллионы сопереживали, глядя по телевизору на мерзнущих, но вдохновленных ребят.
Но многих гложет чувство, что вовремя не пришли на площадь, что никаким образом не подержали героев из палаточного городка, что оставили молодежь неприкрытыми и незащищенными. Совесть терзает и мучает и не дает покоя. Чтобы избавиться от ненужных угрызений, не надо никаких подвигов, не надо ночевок под морозным небом, не надо бросаться на амбразуру. Надо сделать только один шаг – завтра к Октябрьской площади к 12 часам дня, чтобы продемонстрировать свое человеческое лицо и стремление к воле. День Воли, 25 марта становится не только датой из прошлого века, но и нашей сегодняшней историей.
Людмила Грязнова, "Правозащитный Альянс"