Белорусская сторона в лице вице-премьера уже дала понять российской стороне, что подписание документа не означает его автоматическое исполнение. И то, что договор с «Газпромом», история подписания которого превратилась в реалити-шоу накануне новогоднего праздника, Беларусь не будет исполнять, белорусские чиновники заявили уже на второй день наступившего года.
Так вице-премьер Семашко вчера, 2 января, заявил журналистам, что согласно контракту ставка за транзит будет увеличиваться по мере роста цен на поставку газа в Беларусь.
"Каждый год тарифы на транзит будут пересматриваться, и какие они будут - сегодня сказать невозможно", - сказал В.Семашко.
Между тем, председатель правления «Газпрома» А.Миллер хоть и на «москальском», но достаточно внятно разъяснил условия договора журналистам на совместной с белорусским премьером С.Сидорским пресс-конференции сразу после подписания договора в офисе «Газпрома»,
«То, что касается вопросов транзита. Транзитная ставка увеличена до 1,45 доллара и зафиксирована на все 5 лет. В настоящее время составляет 0,75 доллара за тысячу кубов на 100 км», - заявил Миллер.
Так будут с 2008 года увеличиваться ставки транзита или все-таки зафиксированы на 5 лет? В данном споре истина скорее на стороне Миллера, чем Семашко по двум причинам. Во-первых «Газпром» еще до подписания договора неоднократно заявлял, что речь идет о долгосрочном – на 5 лет - документе, в котором будут четко обозначены все условия. И в принципе этого добился: по всем вопросам четко указаны цифры – цена на газ в 2007 год и скидки от рыночной цены на последующие годы, стоимость Белтрансгаза – 5 млрд. USD. – и порядок оплаты 50% пакета акций – равными частями в течение 4-х лет. Сомнительно, что Газпром, согласившись в 2007 году на ставку 1,45 USD вместо ранее действовавших 0,75 центов за 1 тыс.куб.м за 100 км, мог оставить открытым вопрос ставки транзита на последующие годы.
Во-вторых, Миллер заявление о неизменности в течение 5 лет ставок на транзит сделал в присутствии С.Сидорского. И если предправления «Газпрома» допустил бы ошибку, в этом конкретном случае белорусский премьер не замедлил бы поправить «завравшегося» Миллера.
По-видимому, Семашко, отвечая 2 января на вопросы журналистов, просто не удосужился ознакомиться с условиями заключенного с «Газпромом» договора, либо получил соответствующее указание слегка подкорректировать реальность в нужную для белорусского режима сторону.