Третий раунд белорусско-российской нефтегазовой войны начинает набирать обороты. Соглашение от 12 января не положило конец спорам – по условиям документа было ясно, что белорусская сторона не успокоится. И сегодня при посещении ОАО «Нафтан» и нефтеперекачивающей станции "Полоцк" РУП ТН "Дружба" А.Лукашенко и первый вице-премьер В.Семашко в очередной раз постарались напомнить Кремлю, кто от кого зависит, а белорусов успокоить якобы существующими альтернативными вариантами поставки нефти в страну.
«Наши заводы всегда были привлекательными для россиян, потому что белорусские нефтеперерабатывающие предприятия более модернизированы, чем в России, и дают более глубокую переработку нефти", - заявил В.Семашко. При этом белорусский вице-премьер напомнил Москве и некоторые географические особенности Беларуси.
«Труба (нефтепровод), проходящая через Беларусь, - это самый короткий путь поставки нефти в Европу. И россиянам приходится с этим считаться», - цитирует БелТА Семашко.
Особенно «доходчиво» для Кремля это утверждение должно смотреться на фоне «реальных» проектов белорусских чиновников по альтернативным поставкам нефти в страну. И Семашко озвучил гениальный план – сделать из нефтепровода Унеча (Россия) - Полоцк (Беларусь) - Вентспилс (Латвия) нефтепровод Вентспилс (Латвия) - Полоцк (Беларусь). Возможность повернуть «вспять» нефтяные потоки, по мнению разработчиков этого сценария, должна насторожить и заставить Москву быть более податливой, а белорусов убедить в том, что их нефтяному будущему ничего не угрожает.
Так, на вопрос А,Лукашенко «реально ли нам подать нефть на наши НПЗ с балтийских портов», В.Семашко сказал: "Вполне реально и сегодня мы обсуждаем такую возможность". По словам вице-премьера уже проведены предварительные переговоры с представителями швейцарско-английской компании "Витола" по возможности реализации этого проекта.
«С нашей стороны затраты на модернизацию трубы могут составить от 15 до 30 млн. долларов, а реализация займет около 2,5 лет», - судя по разбежке цифру примерных затрат первый вице-премьер придумывал на ходу.
По его словам , речь идет о возможности строительства в Вентспилсе необходимых нефтяных терминалов, а в результате нефть сможет поступать не только на ОАО "Нафтан", но и на Мозырьский НПЗ, для чего нужно будет построить несколько перемычек.
Как передает Интерфакс, А.Лукашенко также поинтересовался возможностями использования нефтепровода "Одесса - Броды" для поставок нефти на белорусские НПЗ. В этой связи первый вице-премьер заявил, что "перспективы использования нефтепровода "Одесса-Броды" пока очень туманные". Он пояснил, что речь идет не только о строительстве необходимых мощностей, но и о заправке этой трубы необходимым количеством сырья.
"Необходимо сначала "подпереть" этот нефтепровод нефтью", - сказал В.Семашко.
Получается, что на севере подпорка есть, а на юге – отсутствует. Чью же нефть Беларусь планирует поставлять танкерами в Вентспилс, Семашко не уточнил.
В свою очередь, известного экономиста Я.Романчука больше «заинтересовал» не сам проект В.Семашко, а высказанная вице-премьером готовность покупать нефть по мировым ценам.
«Перевозка нефти танкерами -- общепринятая мировая практика. Ноу-хау здесь со стороны В.Семашко никакого нет. Так работают польские и балтийские НПЗ. Когда нет трубопровода, но есть выход к морю - вопрос решается просто», - прокомментировал Романчук по просьбе Хартии 97 новую инициативу белорусского правительства.
«Если белорусы будут работать таким образом, все мечты правительства о «халяве» можно оставить в прошлом. Ведь цены на нефть в таком случае будут мировыми. Но тогда и в России можно получать нефть по мировым ценам», - резонно заметил эксперт.
Однако, даже при поверхностном изучении этого вопроса, очевидно, что поставленная сегодня А.Лукашенко перед правительством задача проработать вопросы использования альтернативных источников энергии звучит более реально, чем предложенный Семашко проект за 15-30 млн. USD.
"Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, как кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий", - цитирует Интерфакс Лукашенко, по словам которого главным критерием поиска этих источников должен быть экономический эффект.
"Ведь сверхвысокие цены на нефть нам не нужны", - сказал А.Лукашенко.
В данном случае возможно поставить знак равенства между словами «сверхвысокие» и «мировые». А в целом, на войне как на войне – не обойдется даже без «крови из носу».