Белорусская делегация на переговорах в Москве попросила "о предоставлении отсрочки, условия которой в настоящее время обсуждаются", сказал Reuters помощник министра энергетики Андрей Жуков.
"Естественно, мы будем выплачивать пеню, размер которой также является предметом переговоров", - сказал он.
Напомним, с января 2007 года Газпром увеличил стоимость поставок газа в Беларусь с $46,6 до $100 за 1.000 кубометров, но одновременно предоставил Минску адаптационный период на шесть месяцев, в течение которых Беларусь оплачивала лишь 55% от контрактной стоимости газа.
Сегодня в Москве продолжаются переговоры между представителями российского концерна и делегацией Беларуси, которую возглавляет министр энергетики Александр Озерец. Суть переговоров сводится к вопросу реструктуризации образовавшейся задолженности по расчетам за газ. «Газпром» на переговорах представляет заместитель председателя правления Валерий Голубев.
Белорусские чиновники поясняют просьбу о реструктуризации тем, что единовременная выплата такой задолженности «достаточно чувствительно».
«Катастрофы действительно никакой нет, и деньги вроде бы в стране действительно есть», - сказал Reuters представитель правительства Беларуси. – «Но проблема в том, что единовременная выплата такой суммы - это достаточно чувствительно для нас».
Между тем, при получении от «Газпрома» единовременно 625 миллионов долларов США за 12,5% акций ОАО «Белтрансгаз» никаких чувствительных проблем у белорусских властей не возникло. Однако…
«Что касается денег, которые были выплачены за акции, то ведь изначально не предполагалось, что эти деньги пойдут на погашение долга», - объяснил представитель белорусского правительства.
Ранее Беларусь говорила, что рассчитывает погасить задолженность к 23 июля, предполагая использовать деньги специального стабилизационного фонда, куда поступает разница между выплатами за газ «Газпрому» и платой за газ внутри страны.
Но белорусские власти столкнулись с одной проблемой, которую они уже на протяжении многих месяцев отчаянно пытаются решить, но безуспешно: деньги есть и в бюджете, и в спец и стабфондах, но это – белорусские рубли, конвертировать которые в доллары США или даже в российские рубли сегодня белорусскому правительству не под силу, в том числе благодаря отрицательному сальдо внешнеторгового баланса страны и резко отрицательному имиджу страны в Европе, известной как «последняя диктатура».
Национальный банк Беларуси не торопится залезать в резервы для расчетов с «Газпромом».
«Теоретически, возможно использование золотовалютных резервов на уплату долга за газ, но практически это очень маловероятно. На сегодня такой необходимости нет», - сказал его представитель Reuters.
По крайней мере, представитель Нацбанка был честен. Ибо термин «теоретически» как нельзя лучше отражает и состояние белорусских международных резервов, к формированию которых есть большие вопросы…