Генпрокурор Юрий Чайка заявил 27 августа о фактическом раскрытии убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. По его словам, задержаны организаторы, пособники и исполнители, в том числе люди из структур ФСБ и МВД. Заказчиком убийства, по версии следствия, был некто, кто живет заграницей и желающий вернуть времена, когда "все решали деньги и олигархи".
О ходе расследования Чайка доложил в понедельник сначала президенту Путину, а затем рассказал журналистам на пресс-конференции. "На сегодняшний день по этому делу арестованы 10 человек, буквально в ближайшее время им будут предъявлены обвинения в совершении этого тяжкого преступления", - отметил Чайка в разговоре с президентом.
Как заявил позднее на брифинге генпрокурор РФ, арестованы организаторы, пособники и исполнители убийства журналистки. Как выяснилось, к этому преступлению причастны бывшие и действующие сотрудники ФСБ и МВД. "В слежке и предоставлении информации о Политковской принимали участие, к сожалению, бывшие действующие сотрудник министерства внутренних дел и сотрудник Федеральной службы безопасности. Они тоже арестованы", - сказал Чайка.
Задержанный сотрудник ФСБ - сотрудник Службы по Центральному административному округу Москвы УФСБ по Москве и Московской области подполковник Рягузов Павел Анатольевич - уже находился в поле зрения подразделений собственной безопасности, сообщил начальник Управления СБ ФСБ России генерал-лейтенант Александр Купряжкин. Ранее Павел Рягузов подозревался в участии в составе преступной группы в вымогательстве денежных средств и превышении служебных полномочий.
Во главе же этой группировки, занимавшейся "заказными убийствами", стоял уроженец Чечни - лидер московской преступной группировки. "К настоящему времени, согласно имеющимся у нас доказательствам, эта группировка провела несколько заказных убийств не только в России, но и на территории Украины и Латвии", - рассказал генпрокурор. Эти люди, по версии следствия, причастны и к убийству Пола Хлебникова, и к убийству Андрея Козлова.
Кроме того, Политковская знала заказчика ее убийства. "Знала и встречалась", - сказал Чайка журналистам. В данный момент заказчик убийства журналистки находится за границей. Генпрокуратура после сбора более подробных доказательств в отношении заказчика убийства Политковской направит поручение о его экстрадиции.
По словам Чайки, это преступление было организовано "самым тщательным образом", "существовали две группы слежения, когда одна из них следила непосредственно за журналисткой, вторая контролировала первую и наоборот".
Коснувшись мотивов убийства Чайка заявил, что материалы следствия приводят к выводу, что "заинтересованность в устранении Политковской может быть только у лиц, находящихся вне территории РФ". Убийство известной оппозиционными взглядами журналистки, считает он, "выгодно прежде всего тем людям и структурам, которые нацелены на дестабилизацию обстановки в стране, изменение конституционного порядка, формирования в России кризисов, возврат к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи, дискредитацию лидеров российской государственности и стремятся спровоцировать внешнее давление на руководство страны".
По данным Чайки, по материалам его ведомства, расстрел Политковской "это уже не первая попытка (добиться этих целей - прим. ред.), ряд произошедших убийств являлся также такого рода провокацией". В эту цепь встраивается, по словам Чайки, также "и убийство редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова".
Среди арестованных по делу об убийстве Политковской трое братьев - уроженцев Чечни. Как сообщил "Интерфаксу" адвокат одного из арестованных Мурад Мусаев, санкцию на арест его подзащитного Басманный суд Москвы дал 17 августа. 25-летний москвич, выходец из Чечни, начинающий юрист с двумя образованиями арестован на два месяца. "Ему предъявлено обвинение в убийстве - по ч. 2 ст. 105 УК РФ. И он, и его братья проходят по делу как соучастники преступления. Все трое своей вины не признали", - сказал Мусаев.
"В ходе допросов следователи не задавали моему подзащитному никаких вопросов о о связи с предпринимателем Борисом Березовским, а также о возможной причастности к делам об убийствах редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова и первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова", - сказал адвокат.
Адвокат Мусаев высказал опасение, что "это очередное дело, в котором сейчас назначат виновных". Он подчеркнул, что в настоящее время его подзащитный пытается восстановить в памяти, где он находился и чем занимался 7 октября 2006 года - в день убийства Политковской.
Адвокат отметил, что его долго не допускали к подзащитному и он присутствовал лишь на одном из трех допросов. На других допросах работал адвокат, назначенный государством, он же, по словам Мусаева, присутствовал в Басманном суде в день дачи санкции на арест.
В минувшую пятницу глава Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ Александр Бастрыкин выразил надежду на скорое раскрытие убийства журналистки. "Касаясь следствия по убийству журналистки Политковской, которое находится в нашей работе, могу сказать, что есть очень хорошие перспективы в его скором раскрытии. Но больше говорить пока не буду. Тайна следствия незыблема", - заявил Бастрыкин.
Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов полностью удовлетворен работой следствия по делу об убийстве Анны Политковской. "Действительно, в период с 15 по 23 августа были проведены аресты десяти человек, среди которых есть и члены организованной преступной группировки", - сказал Муратов.
Муратов, комментируя информацию об арестах подозреваемых также сказал, что "доводы следствия чрезвычайно убедительны и профессиональны".
Посол США в Москве Уильям Бернс приветствовал прогресс, достигнутый российской прокуратурой в расследовании убийства журналистки Анны Политковской. Политковская, напомним, имела американское гражданство. "Конечно, это очень обнадеживает, что в расследовании был достигнут такой прогресс", - заявил Бернс в понедельник.
Напомним, журналистка Анна Политковская была убита 7 октября вечером в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где снимала квартиру. Генпрокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль расследование этого дела. По его указанию в производство дело приняло управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры.
Первым делом убийство связали с премьером Чечни Рамзаном Кадыровым, которого Политковская резко критиковала в своих статьях, либо с теми, кто хотел его подставить. Однако позже появилась другая версия, которая стала доминирующей: Политковской могли мстить бывшие офицеры УВД Нижневартовска. Расследуя преступления военных в Чечне, журналистка добилась для одного из офицеров нижневартовского УВД 11-летнего срока, двое других оказались в международном розыске, а еще шесть - под подозрением. Прокуратура взяла на заметку майора Александра Прилепина и подполковника Валерия Минина, находящихся в настоящее время в международном розыске за преступления, совершенные в Чечне.
Позже Прилепин выступил в СМИ и выдвинул свою версию убийства. По его мнению, есть силы, которым выгодна версия о милицейском участии в этом преступлении, а на самом деле журналистку убили, чтобы "наделать как можно больше шума". Другой милиционер из Нижневартовска Вячеслав Журавлев также заявил, что он невиновен.
В распоряжении следователей находится орудие преступления - пистолет Макарова - и фотороботы убийцы и подельницы.
Советник президента РФ Игорь Шувалов ранее связал убийство Политковской с убийством экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Он заявил что оба убийства - провокация против России.
Напомним также, что продвижение расследования убийства Политковской очень интересует европейских политиков. Во время визита в Москву председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден предупредил российские власти, что если расследование будет затянуто, то ПАСЕ рассмотрит дело Анны Политковской в рамках отдельной резолюции.
С момента распада СССР в России погибли около 220 журналистов
Количество погибших в России журналистов, начиная с 1992 года после развала Советского Союза, уже достигло 219 человек. В прошлом году в России погибли 9 журналистов.
Среди погибших - корреспондент газеты "Труд" в Туле Вагиф Кочетков, корреспондент НТВ Илья Зимин, корреспондент телепрограммы "Деловая Москва" Вячеслав Акатов, оператор телекомпании "38 канал" (Ростов-на-Дону) Антон Кретенчук, журналист газеты "Саратовский расклад" Евгений Герасименко, независимый журналист из Чебоксар Влад Киданов, главный редактор журнала "Право на выбор" в республике Алтай Александр Петров, журналист воронежского 41-го канала Вячеслав Плотников, а также обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская", - перечисляет ФЗГ. Для сравнения в 2005 году в России было семь случаев гибели журналистов, а в 2004 году - 14.
Только в марте этого года погибли два журналиста - Иван Сафронов - "Коммерсант", Москва, и Леонид Эткинд - учредитель и главный редактор газеты "Карьера", Саратов. А еще один - оператор студии "Новое телевидение Алейска" Вячеслав Ифанов, Алтайский край - уже в начале апреля. Еще два журналиста погибли в России в январе. Таким образом, количество погибших в России журналистов, начиная с 1992 года после развала Советского Союза, уже достигло 219 человек.
Россия на втором месте по числу убитых журналистов. На первом - Ирак
По оценке Международного института безопасности новостей (International News Safety Institute, INSI), за минувшие 10 лет Россия вышла на второе место после Ирака по числу убитых журналистов. Самой опасной "горячей точкой" на карте мира для представителей СМИ остается Ирак. По данным Института, за последние 10 лет в Ираке погибли 138 сотрудников СМИ, в то время как в России - 88, а в Колумбии - 72.
Ни в одной стране власти не заинтересованы раскрывать свои действия, в особенности противоправные, отмечала ранее газета Frankfurter Rundschau. В задачи журналиста входит быть неприятным современником. Он должен вызывать неудовольствие. Он должен надоедать тем, кто имеет право голоса, а также иногда и тем, кто его не имеет. Иначе мы никогда не разберемся в том мире, в котором живем.
Недостаточно восхищаться теми немногими из журналистов, которые осмеливаются быть "собаками-саперами на службе ориентирующегося в происходящем общества". "Мы должны, когда у нас совсем не получается, идти за ними или, по крайней мере, их поддерживать. Мы должны помогать им. В том числе и тогда, когда мы покупаем газеты и журналы, в которых они публикуются. Мы знаем, что, пока они есть, нам будет становиться лучше", - пишет издание.
Демократии без свободы прессы не существует. Но демократы – и не только те, кто стоит у власти, – иногда, похоже, об этом забывают, - заключает газета.