Парламент Казахстана обсуждает возможность внесения в законодательство изменений, наделяющих власти правом расторгать или пересматривать контракты с иностранными инвесторами, сообщил в среду один из депутатов.
Основанием для новации парламентарии назвали конфликт официальной Астаны с созданным для освоения гигантского нефтяного месторождения Кашаган международным консорциумом во главе с итальянской Eni. Власти обвиняют инвесторов в нарушениях и требуют компенсации в $40 миллиардов, а также наделения госкомпании статусом второго лидера проекта.
Мажилис, нижняя палата парламента, приступил к рассмотрению поправок в закон о недропользовании, которые в случае их принятия дадут государству право расторгать или вносить изменения в контракты при "возникновении угрозы национальной безопасности от действий инвесторов", сказал председатель комитета по вопросам экологии и природопользования мажилиса Ерлан Нигматулин.
Инициаторами законодательных поправок выступили несколько депутатов полностью лояльного президенту Нурсултану Назарбаеву парламента. Закон вступит в силу после того, как его одобрит мажилис, утвердит сенат - верхняя палата, и подпишет президент.
Нигматулин сказал, что именно спор вокруг Кашагана подтолкнул депутатов выдвинуть эти поправки.
"Я считаю, что, если бы на сегодняшний день такой законопроект был бы у нас в стране, то тот пример, который мы приводили по компании Agip ("дочка" Eni), не имел бы места", - сказал он журналистам после заседания палаты.
Иностранные компании отрицают обвинения, но Нигматулин уверен, что инвесторы Кашагана допускают нарушения, к которым депутат отнес более высокие зарплаты иностранным специалистам по сравнению с казахстанскими.
"Мы уверены, что идем по правильному пути. И считаем, что этот законопроект... нашей стране необходим", - сказал депутат.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан в целях защиты национальных интересов в области недропользования.
В случаях, "когда действия недропользователя приводят к существенному изменению экономических интересов Казахстана, которые создают угрозу нацбезопасности", правительство наделяется правом требовать от инвестора изменения или дополнения условий контракта "с целью восстановления экономических интересов" страны.
Предусматривается расширение перечня оснований для расторжения контрактов. В частности, "если в срок до двух месяцев со дня получения уведомления недропользователь письменно не представит своего согласия на ведение переговоров по изменению и/или дополнению условия контракта либо откажется от их ведения".
"Новая статья - введение право за государством расторжение контракта в случае, если деятельность иностранного инвестора на нашей территории будет угрожать национальной безопасности нашей страны", - сказал Нигматулин.
Законопроект распространяется и на уже заключенные контракты по месторождениям, "имеющим стратегическое значение".
"Я уверен, что на инвестиционный климат это не повлияет, потому что ничего сверхъестественного в предложениях депутатов нет: потому что мы требуем одного и хотим одного - чтобы иностранные инвесторы, работающие на территории нашей страны, соблюдали наше законодательство", - сказал Нигматулин.
Астана ранее не раз прибегала к "нужным" законодательным новациям в ходе переговоров по тем или иным нефтяным проектам. Первые шаги в этом направлении Казахстан сделал еще в 2004 году, введя статью, которая дала государству приоритет на выкуп высвобождающихся долей в отрасли. Эта мера вскоре позволила госкомпании Казмунайгаз купить долю в Кашагане.
Затем в 2005 году, накануне сделки по продаже PetroKazakhstan китайской CNPC, данная норма был распространена и на материнские компании. В итоге Казмунайгаз получила долю в PetroKazakhstan.