Президент Туркмении Курбанкули Бердымухамедов на встрече с американским бизнесом назвал "напряженными" переговоры с Россией о цене газа, согласованной на три года вперед с прежним туркменским лидером, вскоре скончавшимся.
Россия является основным рынком сбыта для Туркмении, которая зависит от трубопроводов Газпрома, но надеется при поддержке Запада организовать альтернативные маршруты экспорта.
Газпром покупает туркменский газ значительно дешевле, чем перепродает в Европу. Газпром также поставляет российский и среднеазиатский газ Украине, где рентабельность экономики зависит от стоимости энергоносителей.
Туркмения в 2007 году продает газ Газпрому по $100 за 1.000 кубометров, тогда как годом ранее цена была $65. И покупатели, и продавцы ожидали повышения цен, размер которого обсуждается.
"Наш новый, совместный с Казахстаном проект - Прикаспийский газопровод, который позволит поставлять в Россию и другие страны дополнительные объемы туркменского природного газа. Не скрою, что переговорный процесс по ценам на газ, как в новом проекте, так и по действующим соглашениям, носит напряженный характер", - сказал туркменский президент.
Газпром не был немедленно доступен для комментариев.
Бердымухамедов прибыл в Нью-Йорк для выступления на Генеральной Ассамблее ООН - оно запланировано на вечер среды - и уже встретил благосклонный прием главы американского Госдепа Кондолизы Райс.
"Но с другой стороны, когда вы встречали простые торговые переговоры", - сказал Бердымухамедов, речь которого на русском языке опубликована в среду в туркменских СМИ.
Газпром сообщил год назад, что Ашхабад обещал неизменную цену газа до конца 2009 года, хотя до 1 июля 2009 года должны пройти "переговоры по корректировке с учетом изменения конъюнктуры цен на европейских газовых рынках".
Соглашению тоже предшествовали трудные переговоры: Газпром не хотел платить почти вдвое больше, но Ашхабад пригрозил прекращением поставок, один раз уже имевшим место.
Туркмения входит в круг геополитических интересов России, США и Китая и стремится получить максимальную выгоду от такой диверсификации. С кончиной нарушавшего права человека диктатора Сапармурада Ниязова Запад предположил, что Туркмения выйдет из самоизоляции и начнет либеральные реформы. Бердымухамедов предпринял ряд шагов в этом направлении, но предупредил, что перемены не будут быстрыми.
США и другие страны Запада готовы инвестировать в Туркмению, но требуют от нее перехода к демократии и независимости судебной системы.
Россия, Китай и Казахстан тоже готовы к вложениям в обладателя одного из крупнейших в регионе ресурсов газа и не ставят условием политические реформы в авторитарной стране.