Белорусские власти за прошедшие два года так и не удосужились выполнить одно из своих обязательств перед МВФ – создание Специализированного финансового агентства, что в последнее время вызывает резкую критику со стороны постпреда МВФ в Минске и других представителей этой международного финансового учреждения.
Но, похоже, в данном случае работает народное «правило» «обещанного три года ждут». Как выясняется, несмотря на многократные заявления главы Нацбанка П.Прокоповича о том, что указ о создании СФА будет подписан если не после дождичка в четверг, то обязательно в пятницу, белорусские власти до сих пор не пришли к единому мнению по такому вопросу, как форма учреждения по кредитованию госпрограмм – агентство или банк развития.
В обязательствах Беларуси перед МВФ записано «создание агентства». Однако есть среди чиновников группа, ведомая Минфином РБ, которая до сих пор настаивает на создании банка развития.
"В создании этой финансовой структуры еще есть вопрос - как она будет выглядеть? Есть два мнения - специализированное финансовое агентство или Банк развития. По моему мнению, перспективнее будет создать Банк развития", - заявил сегодня министр финансов РБ А.Харковец (цитата Interfax.by).
Свое мнение он пояснил тем, что банк развития якобы имеет гораздо больший потенциал по привлечению ресурсов по сравнению с агентством, которое в ресурсной базе будет ограничено только средствами бюджета. Харковец сослался на опыт России и Китая.
«…у банка потенциал по привлечению ресурсов гораздо больше, чем у агентства. Это совершенно разный формат работы, достаточно сопоставить потенциал работы банка и агентства", - сказал министр.
"Мы не говорим, что надо создать стандартный банк. Его функции должны быть урезаны, он не будет иметь права работать с населением… Не на бюджетное проедание должна быть направлена эта структура, а работать в рамках эффективных программ и эффективных способов их финансирования", - заявил глава Минфина.
Попытка Минфина уйти от СФА вполне понятно – агентство автоматически обеспечит прозрачность всех бюджетных вливаний в экономику Беларуси, в том числе для экспертов международных финансовых учреждений, и соответственно сделает публичной информацию о мощности печатного станка.
Банк развития предоставит чиновникам возможность скрыть определенные схемы финансирования и субсидирования госпредприятий, а также многочисленные возможности для коррупции и дополнительного заработка от прокручивания бюджетных средств. Возникнет много вопросов, кому, в каком объеме и почему были предоставлены очередные привлеченные ресурсы, обслуживание которых при этом будет обеспечиваться за счет бюджета.
По сути, Минфин хочет создать свой банк, который будет выведен из сферы влияния Нацбанка, причем не урезанный, как утверждает Харковец, а с большими возможностями помимо бюджетных потоков.
"Это будет специализированный банк, в том числе направленный на поддержку экспорта. Целесообразно увязать его с работой Национального лизингового оператора и в таком партнерстве работать на внешних рынках", - размечтался министр.