Александр Лукашенко настойчиво форсирует строительство белорусской АЭС. Сегодня на совещании в Минске он отвел желающим поучаствовать в стройке месячный срок на подачу заявок, уточнил условия безопасности будущей АЭС, а также придал ускорения чиновникам, которые, по его мнению, затягивают подготовительную работу.
«Сегодня меня беспокоит, что подготовка к строительству АЭС идет медленно, по крайней мере, не так, как хотелось бы. Уже сейчас замаячила перспектива переноса срока окончания основных подготовительных работ с 2008 на 2009 год», - предупредил Лукашенко чиновников.
«Мы договорились с правительством и Национальной академией наук до 1 мая определиться с выбором площадки для строительства. Времени прошло достаточно. И хотелось бы, чтобы была внесена полная ясность по всем направлениям», - отметил он.
Торопиться придется не только чиновникам, но и будущим подрядчикам.
«С сегодняшнего дня в адрес президента, первого помощника, правительства в лице Владимира Семашко (первый вице-премьер), руководства Национальной академии наук и министра энергетики любая компания или лицо может обращаться напрямую в течение ближайшего месяца. Через месяц мы прекратим принимать предложения», - заявил Лукашенко. – «Хочет франко-германская компания сотрудничать - пожалуйста, предложите официально еще раз и попросите дать ответ: да или нет. Японо-американская или россияне - предложите им».
Он подчеркнул, что через месяц будут опубликованы ответы, изложив свою версию ограничения месяцем срока подачи заявок. Лукашенко пояснил, что это будет сделано для того, чтобы избежать обвинений в кулуарном принятии решения относительно строительства АЭС в Беларуси.
«Никаких откатов не будет, никто не будет наживаться», - подчеркнул он.
Впрочем, и трем мировым подрядчикам - американо-японской компании Westinghouse, французской Areva и российской Атомстройэкспорт - есть над чем подумать в отведенный Лукашенко месяц. Помимо политической составляющей – давать «последнему диктатору Европы» доступ к ядерным технологиями или нет (следует обратить внимание на тот факт, что с ответом придется определиться до начала реальной избирательной кампании в белорусский парламент) – будущему подрядчику предстоит ответить и на вопрос, сможет ли он выполнить техническое условие, озвученное Лукашенко.
«Мы пообещали народу, и это обещание выполним: у нас будет самая безопасная атомная электростанция, построенная по последнему слову техники», - заявил белорусский правитель, подчеркнув, что населению важно знать о том, кто будет нести ответственность за строительство станции.
«С народом надо говорить конкретно", - заявил Лукашенко, добавив, что не нужно подменивать разъяснение "болтовней с экрана".
Самое последнее слово техники не может быть самым безопасным, и то, что это хорошо понимают в Беларуси, проскакивало и в «болтовне с экрана».
«Предварительно после многолетнего изучения за основу принят реактор третьего поколения, эволюционный, основанный на технологии ВВР (водно-водяной реактор)», - сообщил в апреле академик А.Михалевич. Он добавил, что в некоторых странах при возведении АЭС уже используются реакторы промежуточного типа между третьим и четвертым поколениями.
«Мы не хотим, чтобы в Беларуси был построен первый блок такого типа. Мы не хотим, чтобы на нашей земле была какая-то часть эксперимента», - подчеркнул академик.
Если изложить более понятно слова академика, то речь идет о строительстве современного реактора, технологические аналоги которого уже действуют или вот-вот будут введены в действие в других странах. Речь идет о так называемых «референтных» блоках, наличием которых не могут похвастаться все упомянутые подрядчики, что может существенно снизить количество потенциальных участников тендера по строительству АЭС в Беларуси.
Первые «референтные» блоки Westinghouse появятся только через несколько лет в Китае. У французско-германской Areva дела с «референтностью» обстоят куда хуже – окончание строительства АЭС в Финляндии откладывается не более поздний срок: к 2011 году уже не успевают. Единственный подрядчик, который может похвастаться референтными блоками, - это российский Атомстройэкспорт: это АЭС в Таньване (Китай), Бушеская АЭС в Иране, которая должна заработать до конца текущего года, АЭС в Куданкулам (Индия), которая будет введена в строй в следующем году.
В пользу выбора российской компании говорит и тот факт, что совещание по строительству АЭС Лукашенко собрал через неделю после своей встречи с российским президентом Д.Медведевым в Бресте и два дня после встречи премьера Сидорского с премьером Путиным в рамках Союзного Совмина в Москве. В подписанной Лукашенко и Медведевым декларации весьма недвусмысленно звучит фраза «углубление взаимодействия в атомной энергетике».
Впрочем, нельзя утверждать, что белорусские власти уже определились с выбором подрядчика в пользу российского Атомстройэкспорт. Так и не добившись от Москвы хоть каких-то подвижек по цене на газ и нефть, белорусские власти назло партнеру по союзному государству могут забыть о «референтности» и сделать иной выбор.
В январе этого года белорусские власти заявили, что первый энергоблок белорусской АЭС планируется ввести в 2016 году, второй - в 2018 году.