Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Британии Гордон Браун не смогли смягчить напряженность в отношениях двух стран в ходе своей первой встречи, состоявшейся 7 июля в кулуарах саммита "Большой восьмерки" в Японии.
Многие надеялись, что в ходе переговоров лидеры двух государств постараются урегулировать конфликт вокруг совместного российско- британского предприятия ТНК-BP и решить проблемы с Британским советом, который под давлением РФ закрыл свои офисы в двух российских городах.
Медведев и Браун отметили большой потенциал российско-британских связей, однако не совершили значительного прорыва в спорных вопросах, омрачающих отношения двух стран.
Помощник Медведева по внешней политике Сергей Приходько сообщил журналистам, что Браун изложил свое видение существующих проблем, после чего Медведев дал разъяснения и призвал премьера сосредоточиться на улучшении отношений и развитии долгосрочного сотрудничества.
После прихода к власти предыдущего президента РФ Владимира Путина в 2000 году между Москвой и Лондоном установились теплые взаимоотношения. Однако они ухудшились после того, как Россия обвинила Британию в предоставлении убежища политическим соперникам Кремля, включая олигарха Бориса Березовского.
Отношения обострились до предела после того, как Россия отказалась выдать Британии бизнесмена Андрея Лугового, которого британская полиция подозревает в отравлении бывшего сотрудника российских спецслужб и резкого критика Кремля Александра Литвиненко, погибшего в Лондоне в 2006 году.
Вскоре после ухудшения политических отношений российские чиновники обвинили Британский совет, занимающийся распространением британской культуры и образования за рубежом, в нарушении законодательства. В скором времени разгорелся конфликт в ТНК-BP, а также последовала взаимная высылка дипломатов.
"Конечно, премьер-министр поднял три главных нерешенных вопроса, которые у нас есть в России. Это дело Литвиненко, то, что касается BP, и вопросы, связанные с Британским советом", - сказал журналистам представитель Брауна.
"Ясно, что мы не собираемся решить все эти проблемы за одну встречу, но важно, чтобы у нас были конструктивные отношения с Россией, что позволит нам поднимать и обсуждать некоторые из этих трудных вопросов", - добавил он.
Совместное российско-британское предприятие ТНК-BP было учреждено в 2003 году на паритетной основе британской компанией BP и группой российских миллиардеров при поддержке Кремля и несколько лет было образцовым совместным предприятием, показывая хорошие операционные и финансовые результаты.
Однако в этом году между акционерами ТНК-BP разгорелся острый конфликт по поводу дальнейшего развития компании и управления ею, при этом российские совладельцы обвинили главу СП в соблюдении интересов преимущественно британской стороны. Компании были предъявлены налоговые претензии и ряд других обвинений, а спецслужбы провели обыски в ее офисе, и это заставило многих аналитиков предположить, что Кремль оказывает давление на СП, стремясь получить долю в предприятии.
Запад считает конфликт в ТНК-BP проверкой для Медведева, который, придя к власти в мае, пообещал добиться главенства закона в стране. Кремль отрицает причастность к происходящему в российско-британской компании и говорит, что не будет вмешиваться в спор, считая его исключительно коммерческим.
В прошлом году Тони Блэр, занимавший тогда пост премьер-министра Британии, предупредил Путина в преддверии предыдущего саммита "Большой восьмерки", что иностранные инвесторы могут покинуть Россию, если столкнутся с гонениями.
Браун особо коснулся наиболее спорного момента в конфликте вокруг ТНК- BP - проблем с выдачей разрешений на работу и виз британским сотрудникам совместного предприятия.
По словам Приходько, Медведев сказал, что все должны подчиняться правилам, которые похожи на регламент, существующий в ЕС, что указывает на то, что российская сторона не готова идти на уступки.
Представитель Брауна также подчеркнул, что конфликт носит прежде всего коммерческий характер, однако сказал, что Медведев заверил Брауна в том, что заявления сотрудников BP на выдачу виз будут рассматриваться в обычном порядке.
Несмотря на разногласия, Браун сказал, что для сотрудничества с Москвой есть основания: "Есть точки соприкосновения в том, что мы делаем на Ближнем Востоке, в том, что мы делаем для Ирана и в том, как мы можем убедить Иран, что разработка ядерного оружия не отвечает его интересам".
Приходько и представитель Брауна сказали, что наибольшая часть переговоров была посвящена международным вопросам, включая энергетическую безопасность, продовольственный кризис и преодоление финансового кризиса.