Грузино-российский конфликт оказался серьезной проблемой для правительств и компаний, которые заинтересованы в транспортировке каспийской нефти и газа через Южный Кавказ на европейские и средиземноморские рынки. Через Грузию проходит несколько крупных трубопроводов, некоторые из них - лишь в нескольких километрах от позиций, которые занимали российские военные до объявленного Россией 12 августа перемирия.
На данный момент конфликт, видимо, не представляет особой угрозы для существующих систем. Но на кону стоит множество планов по строительству новых трубопроводов, а также по масштабному расширению инфраструктуры.
Четвертый коридор
Самые большие сомнения существуют относительно будущего газовых поставок.
В настоящее время по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум в Турцию транспортируется порядка 6 млрд. кубометров газа в год. Часть этого газа затем поставляется в Грецию.
С ростом объемов газодобычи в Азербайджане этот газопровод выйдет на свою максимальную мощность 20 млрд. кубометров в год к 2014 году.
Евросоюз поддерживает предложения о строительстве параллельных трубопроводов для транспортировки дополнительных 30 млрд. кубометров газа в год из Туркменистана и, возможно, Казахстана.
ЕС называет поставки газа через Азербайджан и Грузию своим "четвертым коридором" - вдобавок к существующим транспортировочным системам из России, Норвегии и северной Африки, - и такие разрабатываемые проекты, как планируемый трубопровод Набукко, идущий от границы Грузии с Турцией до Австрии, считаются вариантами претворения этой концепции в жизнь.
Вопрос выгоды
Пролегание этого коридора не по территории России - это преимущество как для прикаспийских стран, так и для европейских потребителей.
Производители получают прямой выход на конечного потребителя по рыночным ценам, в то время как сейчас Россия покупает газ в Центральной Азии по одной цене, а затем продает его в Европу значительно дороже, и разница намного превышает стоимость транспортировки газа.
А потребителям это выгодно потому, что у России появляются новые конкуренты на европейском рынке, куда на данный момент Москва импортирует почти половину всего газа (в прошлом году - 280 млрд. кубометров).
Нарастающее давление
На демонстрацию Россией силы (официально - для защиты обладателей российских паспортов в непризнанной республике Южная Осетия) пристальное внимание обратят прикаспийские энергодобывающие страны - в особенности, Казахстан, где этнические русские составляют около 30% населения.
Давление, оказываемое Россией на прикаспийских производителей в попытке заставить их использовать российские маршруты транспортировки газа, теперь, вероятно, усилится. Одновременно с этим задача западных компаний по поиску финансирования крупных проектов на юге Кавказа станет намного сложнее. Что же касается существующих газопроводов, то последствия грузино-российского конфликта окажутся, по всей видимости, намного менее значительными.
Угроза существующим системам транспортировки, которые идут через Грузию, представляется минимальной, однако ущерб, нанесенный по репутации этой страны как безопасного места для развития дорогостоящей и масштабной международной энергетической инфраструктуры, потенциально является очень большим.
Баку-Тбилиси-Джейхан
Через Грузию сейчас идут три крупных трубопровода. Самый большой - это Баку-Тбилиси-Джейхан (1 млн. баррелей в сутки), по которому идет нефть из Азербайджана в турецкий средиземноморский терминал Джейхан, откуда ее на танкерах доставляют в Европу и США.
С 5 августа - дня, когда случился пожар, - этот нефтепровод не работает.
Ответственность за это взяла на себя Рабочая партия Курдистана. Восстановительные работы уже завершены, но прокачка нефти пока не возобновилась.
Основной проблемой, связанной с этим трубопроводом, может оказаться неопределенность относительно предложений увеличить его пропускную способность до 1,8 млн. баррелей в сутки.
Один из связанных с этим вопросов - насколько активно Казахстан, на который должна прийтись большая часть из дополнительных 800 тыс. баррелей в сутки, захочет пользоваться этим маршрутом экспорта.
Баку-Супса
У Азербайджана и Казахстана были масштабные планы по увеличению нефтяных железнодорожных перевозок, трубопроводов и терминалов в Грузии
Еще один крупный трубопровод - это Баку-Супса. Его мощность составляет 150 тыс. баррелей в сутки, и он только что возобновил работу после масштабных работ по его модернизации.
По нему нефть идет на побережье Черного моря, но порт Супса находится всего в 25 километрах от Поти - порта, через который проходит основная часть грузинского импорта и который подвергся бомбардировкам российских сил.
Между Поти и Супсой находится Кулеви - принадлежащий Азербайджану терминал, где на танкеры сливается азербайджанская и казахстанская нефть, доставленная туда из Баку по железной дороге.
У Азербайджана и Казахстана были масштабные планы по увеличению нефтяных железнодорожных перевозок, трубопроводов и терминалов в Грузии - как в Кулеви, так и в Батуме, порту на юго-западе Грузии.
Теперь же эти планы могут оказаться под вопросом.
Удар по репутации
В целом, множество нефтяных и газовых систем, которые работали до грузино-российского конфликта, должны (при условии, что перемирие не будет нарушено) вновь оказаться в рабочем состоянии в ближайшие недели или даже дни.
На восстановление железнодорожных поставок может уйти больше времени - в зависимости от размера ущерба, нанесенного внутренней инфраструктуре Грузии.
Но настоящий удар нанесен по репутации Тбилиси.
Последние несколько дней доказали, что так называемые "замороженные конфликты" на самом деле являются покрытыми льдом вулканами.
Защита существующих инвестиций в такой ситуации - это одно дело. А вот поиск новых инвестиций для строительства новых трубопроводов или расширения существующих систем - это совершенно другое.