Александр Лукашенко, который решил до конца недели отдохнуть в Сочи, сегодня, 20 августа, встретился с президентами Южной Осетии и Абхазии. Как сообщает пресс-служба Лукашенко, встреча состоялась по инициативе абхазской и южноосетинской сторон.
В ходе встречи Лукашенко поведал Э.Кокойты и С.Багапшу сложную и непростую предысторию августовского конфликта в Южной Осетии. Воспоминания Лукашенко были срочно переданы в Минск для распространения в СМИ.
«Лет семь назад президент Грузии предложил (главам государств СНГ) запереть в «ущелье» Абхазию, блокировать ее и фактически поставить на грань катастрофы народ, правительство, государство, которое там создается. Кто первым сказал, что этого не будет, и если что-то произойдет, мы будем первыми поставлять продовольствие этому народу? Это была Беларусь. Я категорически отказался подписывать этот предложенный Грузией документ, и на заседании глав государств СНГ он не прошел. Это для истории», - напомнил Лукашенко.
«По поводу реакции российских чиновников. Тут не надо было оправдываться. Я хоть и не самый старый президент, но старожил среди глав государств Содружества, и все это проходило на моих глазах».
«Не россияне создали этот конфликт в Осетии и Абхазии - это была проблема Грузии, это был спор народов. И народ Южной Осетии, и народ Абхазии знали, что в составе Грузии они жить не могут. И возник конфликт. Я помню это заседание глав государств СНГ, когда южноосетинская и абхазская стороны выразили возмущение от имени своих народов. Грузины устами своего президента попросили международное сообщество вмешаться и ввести миротворческий контингент. Тогда разваливался СССР. Все были в эйфории. Зачем мировому сообществу были нужны эти конфликты? И там разваливалось, и там: и в Абхазии, и Осетии, и Приднестровье никому ничего не надо было. И они (представители международного сообщества) тогда по очереди не ездили, не защищали ни осетинский народ, ни грузин, ни абхазов.
По просьбе президента Грузии, я это хорошо помню, мы приняли решение. Я тогда первым сказал: войска туда не пошлю - наша Конституция это запрещает. У России же было много внутренних проблем, ее раздирали конфликты, ей не до этого было. Россия говорит: как быть? И мы, главы государств СНГ, приняли решение уговорить президента России направить в Южную Осетию и Абхазию российских миротворцев, то есть по просьбе грузинского президента были направлены миротворцы. Вот в чем состоит правда, в чем состоит истина.
И что же произошло сейчас? Россия выполнила этот долг. Прошло время, и ни разу грузинская сторона не сказала: россияне, уходите из Осетии как миротворцы и давайте будем думать о каких-то других миротворческих силах. Возьмите стенограммы и почитайте - у россиян они есть.
Везде Президент Грузии благодарит Россию за те усилия, которые она предпринимает по миротворчеству в Южной Осетии и Абхазии. Везде. Он нигде не сказал, не внес в повестку дня вопрос (а он имел на это право) о выводе миротворцев, он только благодарил Россию за то, что она сохраняет мир. И выхода у России не было. Она должна была выполнять свою миротворческую миссию, во-первых. А во-вторых, она, получив пощечину таким образом, что же, должна была умыться? И потом я категорически против того высказывания, что вот, мол, Россия вела войну. Никакой войны не было», - считает Лукашенко.
«Была прекрасная операция и России, и ваших людей. Люди защищали свою землю, миротворцы выполняли свою миссию. За 2-3 дня вопрос был решен, и там установился мир. А если бы это не произошло? Если бы было так, как того требуют сегодня США и Запад? Там бы до сих пор велась война, лилась бы кровь. Когда я увидел, что западники начали сюда ехать, чтобы отметиться и сделать какие-то заявления, я категорически сказал: мы в этом не участвуем! Потому что они говорят совершенно о другом, они забыли предысторию конфликта, забыли все. И не надо сегодня пинать ни Абхазию, ни Осетию, ни Россию за то, что они вели себя подобным образом. Они вели себя так по просьбе президента Грузии, как я об этом уже напомнил. И я Дмитрию Медведеву вчера сказал: я не собираюсь отмечаться в этой многоголосице и заявлять, что кого-то поддерживаю, кого-то одобряю или не одобряю. Вот наша позиция. Россия вела себя правильно. И она вела себя так в том числе и потому, что это было решение наше - глав государств СНГ. Единственное, что нужно было сделать еще, так это россияне должны были на следующий день собрать глав государств Содружества и сказать им: мы же действовали по вашему поручению», - заключил Лукашенко.
Собеседники остались довольны воспоминаниями Лукашенко.
«Мы высоко ценим Вашу поддержку, Ваши соболезнования, высказанные нашему народу. В Южной Осетии знают Вашу позицию, и мы понимаем, какому прессу и какому давлению подвергается Беларусь со стороны сил, организовавших агрессию. Я должен выразить слова благодарности и белорусскому народу, и уроженцам Беларуси, которые проживают в Южной Осетии», - заявил президент Южной Осетии Э.Кокойты.
В свою очередь президент Абхазии Сергей Багапш также поблагодарил Лукашенко за выраженную поддержку и за твердую и ясную позицию белорусской стороны, заявив, что «ни Абхазия, ни Южная Осетия не будут в составе Грузии, и никто не заставит нас там остаться».
Такая решимость впечатлила Лукашенко. Он поручил направить в эти регионы группу белорусских специалистов, которые бы на местах подробно ознакомились с ситуацией и определили, какую именно гуманитарную помощь необходимо еще сюда направить.