Выбор площадки под строительство белорусской АЭС напоминает игру в наперстки с той лишь разницей, что белорусские власти сами не знают под каким из трех наперстков скрывается шарик. Краснополянская – лучше всего, трубило Минэнерго и НАН Беларуси год назад. Нет, Кукшиновская еще лучше, звучала еще одна версия. На обеих площадках нет запрещающих факторов, утверждали чиновники, но надо срочно доразведать Островецкую.
Впрочем, когда прозвучала информация о том, что Островецкая площадка лучше подходит для строительства белоруской АЭС с точки зрения своего географического положения, чиновники продолжали сопротивляться. Нет, Островецкая площадка нужна про запас.
Как уже сообщалось, исследования показали, что Краснополянская и Кукшиновская площадки не совсем подходят для строительства АЭС. Но допустим, что обнаруженные меловые отложения не являются помехой, хотя источники в Белгеологии думают иначе. Все равно – строить на Краснополянской площадке нельзя. В зону наблюдения (повышенный радиационный фон) попадет не одна сотня тысяч белорусов, проживающих в том районе. Да и отселять придется не один десяток тысяч. И с водой есть проблема – ее там просто нет, а потому придется строить искусственное озеро, что не одну копейку стоит.
В районе Кукшиновской площадки численность невелика и практически отселять никого не придется, но зато в зону наблюдения попадают экспериментальные поля Горецкой сельхозакадемии. Построй там АЭС, многолетние эксперименты просто «завянут».
В итоге белорусские власти отдали предпочтение Островецкой площадке, несмотря на то, что она находится в области возможного землетрясения. Зато, на этой площадке вода – рукой подать.
"Земля там растресканная, как блюдце. А на разломах АЭС строить нельзя. Поэтому сейчас геологи и сейсмотектоники среди разломов выискивают место, на которое можно поставить станцию", — пояснил заведующий лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" Ваган Казанян.
Однако, на этой растресканной плите построена Игналинская АЭС. Пока стоит, не провалилась.
«Промежуточное заключение госкомиссии по выбору площадки для строительства АЭС - Островецкая. Мы не видим серьезных факторов, которые могут до конца года эти выводы изменить», - заявил сегодня замминистра энергетики Михадюк.
И все же следует отметить, что свое решение чиновники Минэнерго принимали без учета перечисленных факторов. Точнее, они его не принимали. Решение за белорусское Минэнерго и правительство принял литовский электорат, который завалил референдум по продлению сроков эксплуатации Игналинской АЭС, последний реактор которой должен быть закрыт до конца 2009 года.
Неспроста Михадюк отметил, что после ввода АЭС в эксплуатацию, избыточные мощности белорусской энергосистемы будут направлены на внешние рынки сбыта. И Островецкая площадка совсем рядом с этими рынками – Польша и Литва буквально за «ближайшим лесом»…
Не газ, так нефть, не нефть, так электроэнергия – белорусские чиновники постоянно решают вопрос экспорта энергоносителей. Глобальная проблема, что тут скажешь… Может потому и времени не остается на остальную экономику?
По словам Михадюка, до конца года правительство окончательно определится с выбором площадки. Однако в запасе есть два с половиной месяца. Что-то подсказывает, что за это время белорусские чиновники сыграют не одну партию в наперстки.