ЦБ РФ ввел специальный контроль за расходованием средств, которые он предоставляет через новый механизм рефинансирования - беззалоговое кредитование, лимиты по которому могут быть ограничены банкам, которые направляют полученную ликвидность на покупку иностранной валюты.
"Мы, можно сказать, взяли под специальный контроль и специально отслеживаем состояние валютных активов банков. Мы говорим банкам, что нас беспокоит ситуация, когда они увеличивают свои валютные активы", - сказал первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" в субботу.
"Они это делают не от того, что они плохие, а от того, что они должны решать некоторые специальные проблемы", - сказал он.
В последние недели курс рубля находится под давлением со стороны российских участников, которые, получив от Банка России беззалоговые кредиты, направляют рубли на покупку долларов.
Одной из мер воздействия может стать сокращение лимитов или полное отлучение нерадивых банков от беззалогового кредитования, которое скоро заменит бюджетные аукционы Минфина, говорил Рейтер в пятницу источник.
Улюкаев в субботу подтвердил такую возможность:
"Мы будем внимательно мониторить, внимательно следить за всеми вашими движениями на этом рынке и будем - мы говорим банкам - свои решения об установлении лимитов по беззалоговому кредитованию принимать, в том числе, и с учетом вот этого знания о том, как ведут себя банки в этой ситуации, с точки зрения увеличения или неувеличения валютных активов".
Отток капитала из РФ в сентябре, который составил $25 миллиардов, по данным ЦБ, был получен в малой части за счет выхода нерезидентов с российского фондового рынка, а в большей степени за счет ухода российских банков в валюту.
Российские банки, в том числе дочки банков-нерезидентов, получают от клиентов средства в иностранной валюте на депозиты, накапливая большое количество валютных пассивов.
"Что им с ними делать? Они могут либо постараться их разместить в валютные же активы ... либо они берут и размещают на короткий срок эти средства в депозиты иностранных банков. С точки зрения иностранных "дочек", это выглядит как вот они собирают здесь средства от российских резидентов", - сказал Улюкаев.
При этом размещение валютных пассивов "дочек" иностранных банков на валютные депозиты материнских компаний статистически считается оттоком капитала, несмотря на срок этих депозитов.
"И эти цифры сопоставимы со всем объемом, там, скажем, $20 миллиардов близки ко всему объему оттока капитала. Вот по этому показателю мы видим, что уже в октябре происходит некоторое сокращение. Ну, я бы даже сказал, что существенное сокращение", - сказал Улюкаев.
В качестве альтернативы применения накопленным валютным пассивам Центробанк предлагает банкам разместить эти средства не менее надежно, но в рублях.
"У них есть альтернатива. Какая? Продать эту валюту здесь на валютном рынке, и разместить средства в рублях. И мы им говорим ...мы серьезно повысили ставки по депозитам Банка России".
ЦБР с 24 октября повысил фиксированные ставки привлечения средств на депозиты Банка России по всем срокам на 0,5 процентных пункта.
"Когда им предлагается инструмент, который соответствует их представлениям о надежности и выгодности, и они начинают им пользоваться, то оказывается, что этот как бы "пылесос" довольно легко поворачивается в обратную сторону", - сказал он.
Как следует из данных ЦБР, на следующий день после повышения ставок по депозитам, остатки на депозитных счетах выросли более чем вдвое - до 221 миллиарда рублей, в то время в предыдущие дни были ниже 100 миллиардов рублей.
"Очень неплохие условия. И вот сейчас они (банки) тоже начинают такого рода действия совершать", - сказал Улюкаев.