«Валютная проституция с двумя партнерами, из которых только одному будет предъявлен счет, обычно заканчивается скандалом» (Задание на зиму 2008-09)
Весна пришла с Запада
Зима закончилась скандалом, который, между прочим, рано или поздно должен был состояться. С вечера 23 февраля до обеда 24 февраля министр иностранных дел председательствующий в ЕС Чехии Карел Шварценберг, министр иностранных дел Швеции Карл Бильд, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер потребовали от белорусского руководства категорически отвергнуть вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии. Завершило кампанию давления заявление комиссара по внешним связям и политике добрососедства ЕС Бениты Ферреро–Вальднер, которая объявила, что только по итогам ее визита в РБ (12-13 марта), предложение по включению страны в проект "Восточное партнерство" будет утверждено ЕС. Бенита Ферреро–Вальднер совершенно официально подтвердило основное требование Евросоюза: «В ЕС рассчитывают, что Беларусь не признает независимость Южной Осетии и Абхазию». Дальше начался обычный белорусский позор в стиле августа 2008 г.
24 февраля А. Лукашенко, выступая на Минском моторном заводе, заявил, что Беларусь не имеет проблем с Евросоюзом и никаких условий ЕС не ставит. К вечеру, 24 февраля с заявлением выступил пресс-секретарь МИД РБ Андрей Попов, который утверждал, что «Представители ЕС официально не требовали от белорусских властей не признавать Абхазию и Южную Осетию в обмен на участие в программе «Восточное партнерство».
А.Попова можно понять, это ведь не российскому послу хамить (как говорят в высшем белорусском руководстве: «поставить Россию на место»). Надо очень постараться в упор не видеть и не слышать заявление трех (!) европейских министров иностранных дел, да еще целого европейского комиссара в придачу… В принципе, иного от белорусского МИДа и ожидать не стоило, так как прекрасно известна его роль в диалоге между Западом и белорусским руководством.
Зато политический шантаж в заявлениях министров иностранных дел ряда стран ЕС усмотрел российский МИД. Москве ведь бояться нечего и некого… высказала все, что думала.
Надежды белорусского политического класса на то, что Запад в лице Европы не смирится с «последним диктатором Европы» и не пожалеет сил на демократизацию Беларуси, всегда вызывали усмешку. Ярким примером является судьба Муамара Каддафи… Но… напоминания Минску, что Беларусь для Запада – «пыль придорожная на дороге Берлин – Москва» (26.09.08. http://www.politoboz.com/node/435), не возымели действия, пока сам Брюссель не поставил все на свои места: демократизация Беларуси ЕС волнует в последнюю очередь, Минск должен стать инструментом для подрыва позиций России на постсоветском пространстве.
Диалог между Минском и Брюсселем, который все последние месяцы шел с явным преимуществом белорусской стороны, оказался лишь ловушкой, в которой белорусское руководство увязло настолько крепко, что ему стало возможно ставить политические условия. Брюссель не упустил этот шанс.
Помнится совсем недавно, после того, как Минск отказал партнеру по строительству Союзного Государства в политической поддержке в момент, когда расстреляли 46 российских миротворцев, кто-то в Минске назвал уклонение от выполнения Союзного Договора, подписанного А. Лукашенко и ратифицированного белорусским парламентом почти десять лет назад, «проявлением независимой внешней политики». Последовавшие затем увертки от выполнения союзнического долга в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии удостоились тех же похвальных эпитетов как со стороны Запада и оппозиции, так и со стороны апологетов режима А. Лукашенко. Попутно независимая белорусская аналитика, следом за А. Лукашенко, трубила о «невиданном политическом давлении со стороны Москвы» по поводу признания Беларусью новых закавказских государств. Но вряд ли они могут привести примеры такого рода «давления», помимо неоднократных напоминаний российского посла о необходимости выполнить союзнический долг, чем он заслужил откровенную ненависть белорусского политического класса. Во всяком случае, Москва не ставила условий по примеру ЕС: не признаете Абхазию и Южную Осетию – потеряете Союзное государство, а с ним льготные энергоносители. А могла бы…
Однако белорусская независимая аналитика, по традиции, «одноглазая». Политическое давление ЕС, она, вслед за белорусским МИДом, в упор не видит. Не видит она и того, что Брюссель делает Беларусь ландскнехтом в своей вечной грызне с Москвой. Интересно, но ведь не выставил ЕС проведение справедливых и прозрачных выборов в РБ в качестве условия вхождения республики в «Восточное партнерство». Видимо, Брюссель устраивает нынешняя внутриполитическая ситуация в республике или, проще говоря, не до нее, когда идет борьба за пирог на два порядка побольше.
ЕС вполне справедлив в своих требованиях к Минску определиться с геополитическим выбором, так как невозможно входить в европейские программы («Восточное партнерство»), оставаясь при этом в политическом союзе со страной, которая не собирается не только входить в состав ЕС, но и превращаться в европейскую полуколонию. Речь, конечно, идет о России.
Тут уж надо как-то выбирать – кому в колхоз, а кому на хутор. Россия в «европейский СССР» (терминология президента Чехии) никогда не пойдет, так как не готова торговать своим суверенитетом и независимостью. Он ей слишком дорого достался и с неба не падал, как соседям. Беларуси видимо, не привыкать. Для белорусского руководства данный бизнес является традиционным…
После того, как ЕС поставил жесткое условие вхождения Беларуси в европейскую политику «Восточное партнерство», Москва вполне может использовать точно такую же аргументацию, но уже исходя из собственных интересов. Хотя, к чему торопиться. На «счетчик» А. Лукашенко поставила Европа.
В белорусском истэблишменте, как властном, так и оппозиционном принято отмахиваться от проблемы признания новых закавказских республик («мол, что вы к нам привязались с этими абхазами и осетинами»). Приводится масса аргументов, чтобы Минск оставили в покое от данной проблемы, в которую, как принято считать в Беларуси, «Москва влезла сама».
Однако не получается… Невозможно иметь доступ к российскому рынку, входить в таможенный союз с Россией, получать льготные энергоносители, создавать единое с Москвой ПВО и рассчитывать на модернизацию своего ПВО за счет российской техники, планировать получение из России все новых и новых многомиллиардных кредитов и, самое главное, входить с Россией в Союзное Государство (политический союз!) и при этом утверждать, что проблемы этого Союзного Государства его, Минска, не касаются. Так не бывает.
Стоит напомнить, что Беларусь имеет обширные экономические и политические связи с Тбилиси. Именно белорусские власти обеспечивают безвизовый доступ граждан Грузии к территории России, что позволяет им неплохо зарабатывать. Имеется и скрытая часть белорусско-грузинской «повестки дня».
Между тем, в августе 2008 года произошла вооруженная схватка между российской армией и армией усилиями США и НАТО подготовленной, частично экипированной и обстрелянной в Ираке. Фактически речь идет о геополитическом сдвиге - НАТО отброшено с Кавказа силовыми методами. Отношение к данному факту является критически важным для дальнейших не только российско – белорусских отношений, но диалога между Западом и Беларусью. Так что Минску придется выбирать… Отсидеться по белорусской привычке в кустах вряд ли получится.
Придется повторить: невозможно утверждать, что российско-белорусская интеграция является самой продвинутой на постсоветском пространстве и тут же уклоняться от взятых в рамках Союзного Государства обязательств. Невозможно требовать от Москвы льготные энергоносители и тут же договариваться с В. Ющенко о совместном транзитном противостоянии с той же Москвой. Невозможно утверждать о развитии военной составляющей Союзного Государства и не поддержать мораторий России на исполнение ДОВСЕ. Не может функционировать Союзное Государство, когда его часть участвует в войне (август 2008 г.), а другая часть принимает посла Грузии и отказывается поддержать союзника хотя бы политически, ограничившись после неоднократных напоминаний «соболезнованиями». И самое главное – невозможно входить в геополитические программы других государств и государственных образований (ЕС) и при этом оставаться в геополитическом союзе с Россией.
Обмануть всех очень трудно и почти невозможно. Пора бы А.Лукашенко к своим немалым годам это уже понять. Как не маскируйся «мостами» между Западом и Востоком, как не жди дохода от эксплуатации двух внешнеполитических векторов одновременно, рано или поздно придется переходить на один из берегов.
Однако, судя по той активной «разъяснительно» работе, что сейчас проводится в преддверии открытия второй сессии вновь избранного белорусского парламента, Минск сделал свой выбор. Версия, активно курсирующая в белорусском истэблишменте проста и универсальна: Россия не является больше опорой белорусской независимости и суверенитета по двум причинам – во главе федерации находится клан олигархов (Д. Медведев и В. Путин), который не понимает «исключительной важности сохранения экономического потенциала Беларуси для обеспечения выживания самой России» и не оказывает «должного уважения» белорусскому руководству (!).
Вторая причина: «частнокапиталистическая экономика России обречена» и вместе с ней развалится и федерация («Москва не может даже белорусскую продукцию оплатить, нет денег, а без белорусских продуктов в ряде российских областей непременно начнется голод»). В этих условиях поддержка ЕС Беларуси крайне необходима, так как без ЕС белорусская экономика не сохранится: «Россия сама должна отвечать за свои кавказские авантюры. Она обречена, Запад ей обязательно отомстит. Надо остаться в стороне».
Для иллюстрации можно привести примеры оправданий, которые сейчас изобретает белорусский агитпроп: «Вот Россия, у ее элиты есть мечта – снова обзавестись сателлитами. Хоть одного они приобрели? Нет. И не приобретут в будущем никогда. Почему? Потому что у них нет геополитического проекта. Глобального, привлекательного геополитического проекта. И Лукашенко это сразу понял. Но он обещал своей стране и россиянам, не элите российской, а простым россиянам, что Белоруссия будет верной союзницей России, но, я подчеркиваю, в особый период.
В обычный период хотите большего – значит давайте рассмотрим равные условия. Одна страна – один голос, и консенсусное принятие военных, политических, экономических решений. Вы не можете на это пойти – не обижайтесь…
Ну, Запад – другое видение. И они поначалу клиентов из Восточной Европы приветствовали. Давайте не будем лукавить, до 2004 года Россия была клиентом Запада. И в Белоруссии тоже говорили, вы что не понимаете, как это классно? Мы денег дадим, мы вам демократизацию устроим, вы только рот в нужное время раскрывайте, а в ненужное не раскрывайте.. тогда Белоруссия предлагает четкую, уважительную и прагматичную систему партнерства. И теперь это отношение привлекает членов ЕС больше, чем тупое расширение клиентской базы. Кстати Хавьер Солана на этой неделе все предельно ясно сказал: Белоруссии будет отведено особое место в инициативе ЕС Восточное партнерство. Не прошло и 11 лет, как инициативы Белоруссии о партнерстве опять стали новыми» А. Зимовский. БТ «Панорама недели». 22.02.09).
Все предельно откровенно. Есть у тебя деньги – есть у тебя «геополитический проект». Не даешь денег – нет у тебя «геополитического проекта». В общем, попользовались Россией полтора десятка лет в качестве клиента и побежали искать новых хозяев. Бог в помощь.
ЕС и США
Автор данных строк полностью поддерживает намерения ЕС добиться геополитической ясности от Минска. Но было бы совсем несправедливо отрицать и демократическую составляющую в намерениях Брюсселя на белорусском направлении. Хотя и здесь просматривалась геополитика: режим А. Лукашенко рассматривался исключительно в качестве союзника России и уход первого белорусского президента с поста президента считался ударом по российской сфере влияния в западной части постсоветского пространства. И данный момент был наиболее привлекателен.
Стоит напомнить, что в свое время Евросоюз вошел в диалог с режимом А. Лукашенко благодаря настоянию Польши и Литвы при содействии США и при неустанной поддержки белорусской оппозиции. Основная версия заключалась в том, что авторитарный режим бессмысленно держать в политико-экономической изоляции и только демократическая эволюция способна ликвидировать авторитарный строй в республике… - поразительная слепота и неграмотность на уровне второго курса факультета политологии. Нет в истории человечества примеров эволюции авторитарных режимов при жизни их создателей. Не существует. Данная демократическая эволюция невозможна в принципе. ЕС в данном случае просто подставили, уповая на белорусскую специфику режима (поддержка России).
Подставили и в другом. Многолетние уверения как белорусского гражданского общества, так и Запада в том, что авторитарный режим в республике выживает исключительно благодаря финансовой, ресурсной иной поддержке со стороны Москвы завершились выделением МВФ 2,5 - миллиардным кредитом. Напомним, что сумма кредита на 0,5 млрд. долларов превысила первоначальную просьбу Минска и в четыре с лишним раза квоту Беларуси в МВФ.
Сбылась мечта автора этих строк, говорившего год назад в Вене, а затем в Киеве в ноябре 2008 г. «Чем дальше готов А. Лукашенко продвинуться на Запад, тем больше Запад должен быть готов разделить издержки на поддержку существования национального белорусского государства. К примеру, вот сейчас, Минску крайне нужны не 1 – 2 млрд. долларов, что готовится ему предоставить Москва, а минимум 6 -8 млрд. долларов. Почему бы Западу не помочь?» ( Конференция белорусского экспертного сообщества «Беларусь 2009 – Пространство для вынужденных перемен», Киев. 11-12 ноября 2008 г. А. Суздальцев «Российско – белорусские отношения (стратегия Москвы)». http://www.politoboz.com/node/454).
Обратим внимание на заявление председателя Комиссии по политическим вопросам Йорана Линдблада. прозвучавшее неделю назад: "Мировой финансовый кризис будет способствовать возвращению Беларуси в семью европейских народов…. Ведь одна Россия не сможет помочь Беларуси" (www.belaruspartisan.org/bp- forte/?page=100&backPage=13&news=35074&newsPage=0) Как говорится, что и требовалось доказать. Есть надежда, что скоро ЕС будет и энергоносители для РБ закупать у России. Естественно, по рыночной цене. Тем более, что все равно обходные трубопроводы России строить пришлось. Практика сама отвечает на вопрос: может ли демократия поддерживать авторитаризм? Может и даже очень охотно, если ей это выгодно в плане геополитики.
Беда в том, что белорусский политический класс уверен в том, что поддержка авторитаризма – удел исключительно России. Между тем монолитная поддержка Вашингтоном М. Саакашвили, прекрасные отношения США и ЕС с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией (примеры только с постсоветского пространства), где США даже не заикаются о перспективах демократизации, могли бы кое-чему научить белорусское гражданское общество.
Так что, уважаемые господа из оппозиции – все строем к Макею! Ваша борьба со знаменами Евросоюза подошла к логическому концу. На Ваших глазах сукин сын из российского превращается в европейского. Что и следовало ожидать…
Но не будем уж слишком пугать. Не все так плохо. Есть ведь, в конце концов, европейские ценности. Другое дело, что даже декоративные демократические меры даются режиму А. Лукашенко крайне тяжело и, как правило, сочетаются с отходами назад – настоящие «шаг вперед, два шага назад». Это естественная реакция авторитаризма, который живет инстинктами самосохранения. Какой бы ранней империей и не был ЕС, конфликт между ЕС и Минском на почве демократической эволюции неизбежен. И это прекрасно понимают США.
Вашингтон смотрит на белорусско-европейский дуэт крайне насторожено. США имеют огромный опыт не только борьбы с авторитарными и тоталитарными режимами, но и их создания и многолетней поддержки. Стоит вспомнить Батисту, Сомосу, Трухильо и т.д. Современная теория авторитаризма и тоталитаризма родилась в большей степени в американских университетах… США ограничились продлением до 1 июня режима нераспространения введенных против Беларуси санкций в отношении двух предприятий – ОАО «Лакокраска» и ОАО «Полоцк-Стекловолокно», что говорит о желании Вашингтона оставаться в русле европейской политики в РБ, но не отвечать за нее. Вашингтон не верит официальному Минску. И это очень беспокоит белорусское руководство.
25 февраля первый замминистра иностранных дел РБ И. Петришенко потребовал от США изменить формат отношений к РБ («Путь на нормализацию белорусско-американского взаимодействия лежит через изменение подходов Вашингтона к нашей стране - отказа от выдвижения политических ультиматумов и перевода двусторонних отношений в русло конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества»), при этом, по белорусской традиции выдавая желаемое за действительное, утверждал, что "новая администрация США осознает бесперспективность разговора с нами с позиции силы и на языке санкций". Конечно «осознает», кто спорить то будет… с мечтами А. Лукашенко стать европейским Каддафи.
А кризис между тем не дремал…
(продолжение следует)
Андрей Суздальцев, Москва, 1 марта 2009 года, Politoboz.com