Замглавы МИД РФ Григорий Карасин считает заявление главы МИД Чехии Карела Шварценберга, который фактически увязал вопросы признания Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии и евроинтеграции Минска в рамках программы "Восточного партнерства" ЕС, грубым давлением со стороны председательства Евросоюза.
Шварценберг 23 февраля на заседании Совета ЕС заявил, что признание Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии поставит Минск "вне европейского контекста" и затруднит возможное участие этого государства в программе "Восточное партнерство".
"Заявление Шварценберга надо признать грубым публичным давлением со стороны председательства ЕС на Белоруссию. В недопустимой ультимативной форме Минску предлагают ради возможности сближения с Европой поступиться правом суверенного принятия решений по крупным вопросам внешней политики", - сказал Карасин в интервью газете "Известия".
Парламент Беларуси обещал 2 апреля рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Россия признала Абхазию и Южную Осетию в конце августа 2008 года.
Еврокомиссар по внешней политике и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер, в свою очередь, заявила журналистам, что признание Минском Абхазии и Южной Осетии затруднит сближение ЕС и Беларуси.
Старт программе "Восточное партнерство", которая не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение с этой региональной организацией, будет дан на саммите стран-участниц проекта 7 мая в Праге.
В рамках программы "Восточное партнерство" шести бывшим советским республикам (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова и Украина) до 2013 года будет выделено 350 миллионов евро в виде дополнительной финансовой помощи.
По словам Карасина, высказывание чешского министра, как прямо говорится в официальной реакции МИД Абхазии, "ставит под угрозу проходящий под эгидой Евросоюза процесс женевских дискуссий".
"В аналогичном ключе сформулирована и реакция МИД Южной Осетии. Кроме того, такая позиция противоречит плану Медведева - Саркози и ставит под сомнение действенность участия Евросоюза в урегулировании последствий августовского кризиса, вызванного грузинской агрессией против Южной Осетии. Такой подход подрывает перспективы поиска нужных для всех участников решений", - сказал российский дипломат.