Нацбанк Беларуси надеется в перспективе справиться с гегемонией доллара США, перейдя на использование региональных валют в расчетах со всеми основными торговыми партнерами.
«Мы сделали вывод, что должны максимально стимулировать развитие двусторонних и многосторонних отношений за счет расчетов в национальных валютах, за счет стимулирования применения резервных региональных валют других стран, чтобы тем самым минимизировать потери от гегемонии одной валюты», - заявил сегодня глава Нацбанка Петр Прокопович, докладывая Александру Лукашенко о том, как банковская система страны, несмотря на сложные внешние условия, сохраняет стабильность и обеспечивает выполнение всех показателей, заложенных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009 год.
В качестве примера успешного удушения гегемона глава Нацбанка привел соглашение с Китаем о сделке swap в нацвалютах на сумму в эквиваленте 2,78 долларов США. Прокопович отметил, что сделка заключена на исключительно выгодных для Беларуси условиях и позволит в ближайшее время нарастить двусторонний товарооборот не менее чем в 5 раз.
Он не уточнил, каким таким чудным способом удалось получить показатель «5 раз» и почему только «5», а не «10» или как нынче принято называть более точные цифры, например «10,48» раза, но заверил, что значимость этого события очень велика.
«Это тот стимул, который на 10-15 лет вперед дает финансовое обеспечение для развития нашей экономики», - заявил Прокопович.
По его словам, близок к завершению переговорный процесс по еще одному стимулу - использование российского рубля во взаиморасчетах с Россией.
Как известно, сегодня ничто не мешает белорусских субъектам хозяйствования осуществлять расчеты с российскими предприятиями в российских рублях, кроме одного обстоятельства – нет этих самых российских рублей. А потому белорусские власти с января разгоняют возможность получения кредита на сумму 100 млрд. российских рублей в качестве условия перехода на эти самые рубли.
Сложно сказать, что там близко к завершению. Российские власти уже неоднократно дали понять, что эта тема даже не рассматривается. Кроме того, судя по официальному сообщению российского Минфина, на прошедшей в минувшую пятницу в Москве встрече министров экономики и главы центробанков стран-членов ЕврАзЭС, вопрос о выделении кредита будущим участникам расчетов в нацвалютах не обсуждался.
Участники встречи высказались за повышение уровня транспарентности и подотчетности, жесткие требования по раскрытию информации участниками рынка с целью исключения возможности сооружения финансовых "пирамид", внесение изменений в стандарты финотчетности для уточнения подходов к определению справедливой стоимости финансовых инструментов; повышение требований к собственному капиталу финансовых организаций.
Но, впрочем, белорусским чиновникам всегда было свойственно выдавать желаемое за действительное, а последнее время это хроническое заболевание лишь только усилилось. Причем не только по вопросу российского кредита в 100 млрд. рублей, но по внутренним белорусским проблемам.
Так, Прокопович доложил Лукашенко о том, что в сложных мировых экономических условиях золотовалютные резервы с начала года удалось нарастить почти на $500 млн. В официальном сообщении пресс-службы Лукашенко даже и близко нет намек на то, какова цена данного роста – первый транш кредита МВФ, трансфер за пакет акций Белтрансгаза, и в конце концов свопы с белорусскими с банками. Последний инструмент и вовсе носит краткосрочный характер, однако никого не интересует тот факт, что уже вскоре ЗВР снизятся за счет возврата валюты коммерческим банкам.
Традиционно глава Нацбанка доложил и об успехах в области кредитования, объемы которого наращиваются, невзирая на кризис. При этом он пообещал принимать необходимые меры для максимального удовлетворения потребностей в кредитовании реального сектора экономики. Исходя из данных Белстата, речь идет о производстве никому не нужной продукции.
«Устойчивая работа по кредитованию экономики, стабильность национальной валюты и платежной системы дают уверенность в том, что Беларусь выйдет из мирового финансово-экономического кризиса с минимальными потерями и в максимально короткие сроки», - подводится итог в сообщении пресс-службы.
Не цепляясь к фразам «минимальные потери» и «максимально короткие сроки», хотелось бы прояснить одну деталь – а выйдет ли вообще из кризиса белорусская экономика?