Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Белнефтехим: Инвестор не ловится, баблос не косится

В условиях глобального кризиса, усиленного исключительной моделью экономики Беларуси, концерн «Белнефтехим» заметно выделяется на фоне остальных профильных министерств и ведомств. Исправно с помощью оравы давальцев различной формы собственности завозит в страну нефть на два белорусских НПЗ и столь же исправно экспортирует готовые нефтепродукты, обеспечивая страну валютной выручкой.

Казалось бы, претензии предъявить не к чему, но даже у этого концерна в шкафу есть не один десяток скелетов. Самый неприятный – цена на российскую нефть с 2010 года.

Напомним, что с 2007 года Россия смогла уговорить Беларусь перейти на так называемую дифференцированную оплату поставок нефти, согласно которой примерно около 7 млн. из 21 млн. тонн поставляемой в страну по году нефти освобождены от российской экспортной пошлины и предназначены для внутреннего потребления. На оставшуюся часть распространяется действующая на момент поставки экспортная пошлина, как и для остальных мировых потребителей российской нефти. При этом размер экспортных пошлин в Беларуси на готовые нефтепродукты унифицирован с российскими.

До конца действия этого сложного механизма осталось чуть более полугода, однако пока стороны не смогли предложить какие-либо новые идеи по условиям поставки. Беларусь уповает на введение с 2010 года единого таможенного тарифа в рамках трех стран – Россия, Казахстан, Беларусь, что, по мнению белорусских властей позволит Беларуси закупать весь объем нефти по льготной цене – за вычетом пошлины. Россию, которая годами пыталась прикрыть белорусский нефтяной оффшор, такая перспектива не радует.

Эксперты колдуют, но результатов пока не видно.

"Пока не определены основные условия по пошлине на нефть при поставках в Беларусь. На экспертном уровне ведется согласование позиций", - признался на этой неделе зампред концерна "Белнефтехим" Бронислав Сивый.

Тем временем, Москва строит в обход Беларуси нефтепровод БТС-2.

Басня о Джофеире

Следует отметить, что подписанию межправительственного соглашения между Беларусью и Россией в январе 2007 года предшествовала недельная нефтяная война с закрытием трубы, повышением тарифов на транзит, вызовом в белорусский суд гендиректора российской Транснефти.

Исход этой войны был ясен изначально, но после проигрыша белорусские власти не угомонились – война из стадии «перекроем трубу» перешла в сражение агитпропа. В рамках концепции энергобезопасности белорусские власти начали освоение нефтяных месторождений дружественных с точки зрения многовекторной дуги внешней политики Минска стран – Венесуэлы и Ирана. С легкой руки иранских властей Беларуси было предложено взяться за разработку месторождения Джофеир.

Но эта нефтеносная поляна оказалась вовсе не тем подарком, который ждали в Минске. Расположенное вдали от каких-либо транспортных коммуникаций, месторождение находилось в заминированной со времен очередной войны зоне. Условия участия также нельзя было назвать привлекательными – деньги и причем немалые надо было вкладывать свои, а с этим у белорусских властей было туго даже во времена фонтанирования ВВП. Возвращать инвестиции Иран предлагал добытой нефтью. Тот факт, что получившая еще в 2005 году в разработку это месторождение индийская компания без боя отдала Джофеир Беларуси, хорошо говорит о «привлекательности» проекта. Белорусские чиновники обещали нефть еще в 2007 году, однако с тех пор если на место будущей нефтедобычи пару раз и выезжали представители Белоруснефти, то это уже можно назвать большим прогрессом.

Прошло время. Власти свыклись с новыми условиями работы нефтяного оффшора. Кризис ничуть не ускорил реализацию этого проекта и о нем тихо забыли. Пыль с мечтаний о Джофеире сегодня сдул Бронислав Сивый, раскрыв при этом сложности межгосударственного сотрудничества.

"У нас продолжатся переговоры по финансированию проекта по Джофеиру", - уверенно сказал он на пресс-конференции. При этом, как передает Interfax.by, чиновник пояснил, что переговорный процесс был приостановлен из-за президентских выборов в Иране.

Ну, может хватит уже? Подинамили общественность, прессу, попугали Россию? Пора положить это изобретение администрации Лукашенко на полку. Темболее что друг Беларуси – президент Ирана Махмуд Ахмадинежад ничуть не обидится. Как Беларусь поюзала Иран с Джофеиром, так и Иран в лучших традициях белорусского агитпропа попугал Израиль возможными поставками российских С-400 через Беларусь. Естественно с негласного согласия официального Минска, ибо в противном случае МИД страны незамедлительно разродился бы гневным стейтментом.

Можно списать на выборы, которые назначены на 12 июня. Но уж как-то подозрительно долго – чуть ли не два календарных года тянулась в Иране предвыборная кампания. Или белорусские власти, не спеша расчехляя орудия агитпропа готовятся к очередной схватке с партнером по СГ? Так вроде в Венесуэле, судя по официальным сводкам, все складывается куда удачнее. По крайней мере, там первую рюмку нефти смогли наполнить…

Чудеса нефтехимии

Но не только нефтью наполнены будни Белнефтехима. Однако, если нефтянка работает и приносит в казну нефтедоллары, то с остальной нефтехимией у Белнефтехима явно не лады.

По итогам января-апреля 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года рост объемов производства в химической и нефтехимической промышленности составил 33,9%. Однако такой рост удалось достичь только за счет увеличения производства лакокрасочных материалов в 9,4 раза. По всем остальным группам товаров отрасли уже 4-й месяц подряд зафиксирован спад. В частности производство минеральных удобрений снизилось на 51,6%, синтетических смол и пластмасс - на 11,1%, кордных тканей на - 43,6%, химических волокон и нитей на 23,8%.

Бронислав Сивый упомянул такое градообразующее предприятие как ОАО "Белшина", где снижение объема производства по итогам 4 месяцев составило 4,3% к аналогичному периоду прошлого года. Однако, чиновник заявил, что в отличие от российских шинных предприятий, которые "больше стоят, чем работают", ОАО "Белшина" "в целом стабильно работает.

«Все, в частности, сырье, оплачивается, и выплачивается», - заявил зампред концерна.

«Планы по техперевооружению будут реализовываться», - добавил он, отметив, что одним из таких планов является выход на производство шины для легковых автомобилей, которые по качеству будут сопоставимы с импортными аналогами.

Однако статистика рисует совсем другую картину: производство шин для сельскохозяйственных машин снизилось на 6,4%, для легковых автомобилей - на 12,5%, для грузовых - на 9,2%.

Либо Белстат разошелся, либо Сивый цифры перепутал, но уж явная нестыковка в показателях.

Досужие янки

Но вернемся к спасителю показателей концерна. Что интересно, так это тот факт, что столь резкому увеличению производства лакокрасочных изделий не помешали экономические санкции США, введенные против белорусского ОАО "Лакокраска". Правда, на санкции позже был введен мораторий, который действует до 30 ноября 2009 года. Но ведь важен и имидж предприятия.

"Лакокраска" не работает на американском рынке", - поведал зампред концерна.

В то же время еще одно белорусское предприятие, которое было удостоено временной отмены введенных санкций - ОАО "Полоцк-Стекловолокно", до сих пор страдает от последствий коварного решения американского Минфина.

Как пояснил Сивый, в свое время ОАО "Полоцк-Стекловолокно" приложило большие усилия и средства для завоевания своего сегмента на американском рынке. По его словам, до введения санкций были перспективы участия этого предприятия в крупном проекте по строительству лайнера. Вместе с тем из-за введения санкций в отношении "Белнефтехима" предприятие было вынуждено выйти из этого проекта, цитирует повествование чиновника Interfax.by.

"Кто пойдет на покупку (продукции "Полоцк-Стекловолокно"), если сегодня такое разрешение (работать с этим предприятием) есть, а завтра - неизвестно", - посетовал Сивый.

Умеют же белорусские чиновники вышибить слезу жалости и обвинить самого Черта в проблемах местных предприятий. Но, возвращаясь в прошлое к моменту введения санкций, хотелось бы спросить: «А что мешало чиновникам, проявляющим не имеющую аналогов в мире заботу о своих предприятиях и работающих на них людях, избежать санкций для предприятия, имеющего на руках столь выгодный проект на американском рынке?». Ведь санкции действуют далеко не в отношении всех белорусских предприятий нефтехимии. Всего лишь надо было в срочном порядке продать контрольный пакет этого ОАО какому-нибудь инвестору и, глядишь, Полоцк-Стекловолокно сегодня успешно бы принимало участие в создании очередного лайнера.

Инвестор – он и друг и враг

Но далеко не в первый раз подвела известная жадность белорусских властей. В свое время российские инвесторы проявили изрядную напористость в попытках купить один из белорусских НПЗ – ОАО «Нафтан». И белорусские власти в своем роде были готовы пойти на сделку, но в погоне за длинным рублем решили в нагрузку к Нафтану сбагрить еще одно предприятие, давно дышащее на ладан – ОАО «Полимир», объединив оба предприятия в один производственный комплекс.

До кризиса планировалось создать на Полимире производство полипропилена и полиэтилена низкого давления.

"Этот проект стоит больших денег, и он достаточно рискованный", - сказал зампред концерна, пояснив, что аналогичные производства сегодня создаются в восточном регионе мира, где используется более дешевое сырье.

"Под инвестпроект мы искали не столько деньги, сколько инвестора с гарантируемыми поставками сырья", - признал Сивый.

Но инвестор махнул рукой не только на Полимир, но и в некоторой степени на Нафтан. Итог озвучил сам зампред концерна: "Последняя моя встреча с инженерами "Нафтана" и "Полимира" показала, что необходимо подобрать консалтинговую компанию, чтобы определить, какой в нынешних условиях есть вариант развития. Процесс реализации проекта пока приторможен. Нам не нужна реконструкция ради реконструкции. Предприятие стареет, а оно должно иметь перспективу. А какую перспективу оно имеет, мы пока не видим".

Впрочем, хитроватая политика белорусских властей к инвесторам не осталась без внимания самих инвесторов. Понимая, что к реальной оценке любого предприятия в стране власти, не раздумывая, дорисуют справа лишний нолик, инвесторы перестали педалировать вопросы покупки собственности в Беларуси, предпочитая дождаться удобного момента. С одной стороны кризис. С другой стороны… Как-то чудным образом совпали намерения Еврохима инвестировать в ОАО «Гродно-Азот» с обрушением крыши в цехе по производству капролактама на этом предприятии. По оценке МЧС, площадь обрушения достигла около 290 кв.м., люди и промышленное оборудование не пострадали. Может быть, ущерб и вправду не столь велик, но на капитализацию белорусского предприятия это происшествие повлияло не самым лучшим образом.

Нет любви – нет денег

Впрочем, напряг не только с инвесторами и их понятным отношением к белорусскому инвестиционному климату. Не так уж много объектов, которые белорусские власти готовы предложить инвестору.

С одной стороны согласно законодательству не могут быть приватизированы РУП ПО "Беларуськалий", РУП ПО "Белоруснефть". Пока не акционировано РУП "Светлогорское ПО "Химволокно", что связано с обязательствами по соглашению о привлечении кувейтского кредита, привлеченного еще в 2003 году, - белорусская сторона обязалась не изменять форму собственности предприятия.

"На сегодняшний день у нас нет оснований для того, чтобы продавать или каким-то образом рассматривать вопросы по привлечению инвесторов на нефтепровод "Дружба", - заявил Сивый.

Но дело даже не в количественном списке. Стоит хоть чуток углубиться в выстроенную за долгие годы роста ВВП и выхода на безубыточность работы всех предприятий отрасли схему перекрестного субсидирования, компенсаций зачетов и переуступок, как у инвестора на долгие годы отпадает желание к покупкам в стране в центре Европы.

Уж слишком много обязательств за собственные деньги ложится на плечи будущего обладателя собственности еще до заключения сделки. Стоило бы заметно снизить обороты жадности, ведь не от хорошей жизни А.Лукашенко спустя месяц после вступления страны в Восточное партнерство с радостью заявил о готовности выслушать предложения инвестора, пришедшего с противоположной стороны (Еврохим).

Но к лету 2009 года налицо следующая ситуация: инвесторы, и в первую очередь российские, уже больше не горят желанием скупить изюм белорусской нефтехимии и не только; в свою очередь белорусские власти еще морально не созрели для подобных сделок. Итог очевиден – страна и дальше будет уверенно загибаться…



<Апрель 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Май 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Энергетика