Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Череда побед гордой страны в центре Европы не за горами

В слове "победа" мне слышится торжествующий топот дураков... (Фазиль Искандер)

Охвативший белорусский политический класс очередной приступ ликования по случаю уже ставшей традиционной победы над кремлевскими недругами белорусской независимости и суверенитета, является очередным признаком принадлежности современной Беларуси к своеобразному лимитрофному миру, полосой протянувшемуся по Европе и Азии и охватывающему по периметру крупные державы Евразии. Спецификой внутриполитических ситуаций в этих странах являются постоянные победы над супостатами, стремящимися «поглотить, поработить и скупить» небольшие, но очень гордые государства, населенные, как на подбор все исключительно «трудолюбивыми и непьющими» народами.

Автор вовсе не иронизирует, но только повторяет некоторые особо яркие тезисы белорусской антироссийской информационной кампании, охватившей с 29 мая по настоящее время белорусское медиапространство. Стоит напомнить, что формальное завершение в середине прошлой недели «молочной войны» вовсе не свернуло работу пропагандистского штаба в АП РБ по организации «информационного обеспечения» политики А. Лукашенко в отношении к России.

Возвращаясь к радостям победы белорусского президента над зловредной Москвой, необходимо отметить, что в данном утешении белорусский истэблишмент не одинок. Периодически подобное же ликование охватывает политические классы Эстонии, Литвы, Польши, Украины, Грузии. Что касается Тбилиси, то грузинский истэблишмент и элитные группы за исключением его оппозиционной части до сих пор отмечает несомненную победу над агрессией Россией августа 2008 г.

На другом конце планеты в стадии непреходящего ликования находится братский корейский народ. Во всяком случае, его северный подвид празднует победу над американским империализмом и японским империализмом каждым очередным запуском баллистических ракет и подземных ядерных испытаний.

А. Лукашенко, к счастью, еще не построил собственную АЭС, чтобы шантажировать соседей своим ядерным статусом. В условиях экономического кризиса с этой мечтой белорусским властям, видимо, предстоит расстаться. Однако нынешний праздник демонстрирует, что в современных условиях можно обойтись «мирными путями».

В ходе конфликта, во всяком случае, 14 июня, А. Лукашенко постарался развеять последние иллюзии в отношении своих политических приоритетов. Отказ белорусского президента приехать на саммит ОДКБ еще можно было бы списать на всем хорошо знакомые капризы главы белорусского государства, но все «мосты сжег» неугомонный белорусский МИД.

Белорусское внешнеполитическое ведомство принялось терроризировать Москву, Астану и далее по всем азимутам нотами о нелегитимности принятых на саммите ОДКБ решений. Копии нот, как утверждают сведущие люди, оперативно направлялись в западные посольства. «Нотная агрессия» сняла последние сомнения: А. Лукашенко сознательно выполнял задание Запада по срыву соглашения по созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), что вполне объяснимо. НАТО и ЕС прекрасно поняли, что именно КСОР встретит М.Саакашвили на отрогах Кавказских гор в случае очередных попыток президента Грузии решить проблемы территориальной целостности своей страны с использованием «Градов».

Безусловно, «молочная» проблема в данном сценарии играла второстепенную роль. На ее месте могла быть и газовая, которая, сейчас, как раз и подоспела к очередному обострению, да и любая другая.

То, что А. Лукашенко до последнего момента был уверен, что Москва, убоявшись срыва саммита ОДКБ, пойдет на все уступки белорусскому президенту, нет сомнений – самолет был готов вылететь в Москву почти мгновенно, так как стоял в полной готовности с прогретыми моторами. Белорусская делегация («передовой дозор»), спешно покинула Москву только утром 14 июня, за несколько часов до начала саммита.

Однако Москва не пошла на уступки и не дала возможность белорусскому президенту явиться в первопрестольную праздновать победу над Кремлем… В этом случае от КСОР остались бы одни головешки уже на вполне легитимной по версии Минска основе. Так что столь безусловную победу белорусскому истэблишменту пришлось отмечать в Минске.

Более того, Д.Медведев, не уяснивший до сих пор, сколь страшен «батька» в гневе (Молодой еще!), как-то уж больно безнаказанно заменил белорусского президента на посту руководителя ОДКБ. А надо бы знать, что А. Лукашенко с детства испытывает особую страсть к собиранию титулов и звучных должностей. В частности, он очень трепетно относится к должности Председателя Высшего Государственного Совета Союзного Государства России и Беларуси… Правда, до сих пор на саммиты G8 по чистому недоразумению вместо него летает очередной избранный президент России. Ему остается только ждать своей очереди. Вот и ждет, скоро уже четвертый срок будет ждать.

Учитывая, что попытка провала саммита ОДКБ явилось апофеозом российско-белорусского политического кризиса, то европейский рояль не мог вывалиться из «кустов» в столь драматический момент. Буквально на следующий день после отказа А. Лукашенко явиться на саммит ОДКБ, на поддержку белорусскому президенту устремился посол Великобритании в РБ Найджел Гулд-Дэвис, который собрал 15 июня в Минске пресс-конференцию для того, чтобы заявить «новость»: «Великобритания поддержит Беларусь на пути интеграции в ЕС в качестве участника "Восточного партнерства". А говорили, что «Восточное партнерство» не подразумевает членство в ЕС… Наверное, британский дипломат опасался, что белорусский политический класс во главе с А. Лукашенко считали иначе и очень беспокоились, что в «Восточное партнерство» придется пробираться без английского Сусанина: «Куда ты ведешь нас, не видно ни зги. - Идите вперед, не долбите мозги».

Учитывая, что англичане – нация морская и оттого не всегда трезвая, что заметно на примере британских футбольных болельщиков, А. Лукашенко уже через день после ободряющих заявлений британского посланника призвал в Минск комиссара Евросоюза Бениту Ферреро-Вальднер, так как видимо хотел разделить радость победы над российским руководством с представителями Брюсселя.

Не будем скрывать: А. Лукашенко представляет особый интерес для Брюсселя. Где, как не в Минске еще остались на европейском континенте столь наивные и восторженные почитатели Объединенной Европы, ее силы и роли на международной арене. Такую практически туземную экзотику в стиле путешествий капитана Кука стоит, конечно, поддержать. Во всяком случае, в Минске, видимо считали, что появление в столице Беларуси госпожи Ферреро-Вальднер должны было привести Д.Медведева и, особенно, естественно В. Путина в стадию столбняка. Стоит напомнить, что В. Путин обладает уникальным опытом многократного общения с Ю. Тимошенко. Так что мог, наверное, напугаться до смерти.

Однако, Бенита, как женщина умная (комиссар!), судя по всему, поняла, что хлебосольные минские хозяева попытаются использовать ее в роли Медузы Горгоны… и не ринулась охранять суверенитет белорусского молока.

Несчастным белорусам пришлось делать все самим… По косвенным признакам 16 июня А. Лукашенко собирался произнести своеобразный белорусский аналог речи У.Черчилля в Фултоне 1946 г. Предполагалось не только угрожать России полным перекрытием границ, но закрытием калининградского транзита, установлением военно-технического сотрудничества с Грузией (хотя оно и так имеет место – это не новость для Москвы), возвращением охоты на российский колесный транзит, отказом от единого ПВО, что давно ждут воздушные флоты НАТО, и другие ужасы, способные по мнению АП РБ, привести Москву в ужас и хаос в стиле первого десятилетия XVII века.

Как апофеоз планировался разрыв дипломатических отношений, что обещало немалую радость некоторым коммерческим структурам, давно положившим взгляд на особняк на Мороссейке… Мы об этом говорим столь уверенно, так как некоторые наши эмоциональные коллеги, работающие на белорусские власти, поспешили обнародовать свои заготовки, за что им огромная искренняя благодарность.

Однако глава белорусского государства по каким-либо причинам не пошел на столь яркое внешнеполитическое шоу. Решил, видимо, пощадить Москву и не палить ее силой своей риторики.

16 июня белорусы поставили фанерные будочки на российско-белорусской границе, чем привели своих грузинских партнеров в крайне тоскливое состояние. В настоящее время белорусский политический класс твердо уверен, что именно бравый белорусский пограничник привел в чувство доктора Онищенко и белорусское молоко потекло в Россию. Однако ни одну российскую машину так и не остановили. Не появился и паспортный контроль.

Безусловно, ни о каком введении полноценной границы со стороны Беларуси не могло быть и речи. «Фанерные заставы» изначально создавались в стиле «потемкинских деревень» для видеокартинки телеканалов. Чтобы понять, что граница ничего, кроме блефа не представляет, необходимо обратить внимание на итоги «молочных» переговоров в Москве.

Прежде всего, Минск получил очередную, уже двухмесячную отсрочку для оформления необходимой документации для поставки молочной продукции на российский рынок. Через два месяца вся «молочная война» рискует повториться. Кроме того, на полгода с российского рынка выдавили все белорусское сухое молоко. Цена вопроса – 40 (сорок) % российского рынка сухого молока (данные министерства с/х России) и около 200 – 250 млн. долларов США, которые Минск уже не получит. Между прочим, сумма задолженности белорусской стороны за газ, поставленный в 2009 г., лишь немного не дотягивает до данной суммы. Так что еще парочка такого рода побед на Москвой и миллиарда долларов США белорусский агрокомплекс не досчитается. Но видимо и возможность оставить четверть миллиарда долларов конкурентам из российских молочных корпораций привело белорусское руководство в исключительно праздничное настроение. Действительно, зачем белорусскому народу деньги, когда у него есть А.Лукашенко и газета «Советская Белоруссия».

Между прочим, учитывая, что белорусское сухое молоко, как говорят, явно имеет китайский привкус (автор этих строк, естественно, не верит таким клеветническим слухам), не исключено, что оно так и не вернется на российский рынок.

Интересно еще то, что белорусские СМИ, видимо не желая портить гражданам республики праздничного настроения, уклонились от обсуждения судьбы белорусского сухого молока. Видимо, оно действительно чужое…

По итогам конфликта, Москва не закрыла полностью доступ белорусской молочной продукции на российский рынок, что позволило белорусскому политическому классу заявлять о стратегическом проигрыше Москвы.

С одной стороны, белорусские власти кричит о «наказании» злодеев, покусившихся на «белорусскую» часть российского рынка продовольствия и обративших свой взор на белорусские молокозаводы (российское «рейдерство»). Общий вывод: удалось отбить натиск на белорусский суверенитет. С другой стороны, формальные оппоненты режима, полностью солидаризировавшиеся с властями в отношении «российского рейдерства», недовольны Москвой тем, что она «не додавила» А. Лукашенко (не утопила в молоке), что должно было освободить им, белым и пушистым, дорогу к власти. При этом оппоненты и примкнувшие к ним «независимые», естественно, осуждают Москву за «покушение на белорусский суверенитет». Кольцо замкнулось.

Грустно от того, что для того, чтобы белорусский суверенитет не пострадал, официальному Минску приходится биться чуть ли не на смерть за часть российского рынка с российскими властями и российскими производителями, наивно полагающими, что они имеют какие-то мифические права на свой собственный рынок. Каждый школьник в Беларуси знает, что все, что есть в России, построили белорусы, включая Кремль и Байконур. Поэтому все, включая месторождения на Ямале вместе со стадами северных оленей и часть военно-морского флота должно принадлежать Минску.

Некие российские бизнесмены, поставляющие свое молочные напитки на российский рынок, чем вызывают законное негодование российских покупателей, занимающих с ночи очередь за белорусским молоком, видимо посчитали, что наличие на российском рынке белорусских производителей, дает им право ответное на присутствие на белорусском рынке. Наивные люди! Это изначально спорное экономическое суждение оказалось для Москвы серьезной политической ошибкой. Проявленный интерес российского бизнеса к производственным активам белорусского мясомолочной промышленности был мгновенно использован в качестве примера «хищных лап», рвущийся к белорусским «лакомым кускам», стремящихся «поглотить» и «захватить» основу белорусского суверенитета и независимости - молочный заводик. Ну и что, если «за деньги». Суверенитет не продается… Жаль что белорусский агитпроп не имеет своего Кукрыниксы…

Между тем, Россия вышла в прошлом году на третье место в мире по продаже на мировой рынок пшеницы, оставив на четвертом месте Канаду. В стране только за последние годы инвестировано в молочное производство 200 млрд. российских рублей (здесь и ниже данные министерства с/х РФ), что позволило обеспечить российским молоком до 80% потребностей страны. За 2008 -2009 год сократился импорт мяса с 30 до 25%. Российское руководство намерено за два ближайших года не только превратить импорт продовольствия в элемент расширения ассортимента, но и сделать экспорт продовольствия вторым основным источником валюты после энергоносителей.

Это реально, что уже проявилось в зерновом секторе - есть проблема сбыта урожая еще прошлого и даже позапрошлого года. Не может все зерно востребовать и мясомолочное производство. Прорыв на внешние рынки просто необходим.

Как раз эти вопросы и обсуждались на Санкт-Петербургском экономическом форуме, куда А. Лукашенко тоже не поехал, обижаясь на А. Кудрина. Или на В. Путина? Или на Д. Медведева? Можно запутаться, на кого сегодня или вчера обижался и продолжает обижаться белорусский президент. Между тем, у белорусского мясомолочного производства была возможность прорываться с Россией на мировые продовольственные рынки вместе, в одних корпоративных связках. Но видимо, на ментальном уровне данный вариант борцов за суверенные фермы и независимые коровники не может устроить в принципе. Но тогда они должны быть готовы к тому, что рано или поздно российские рынки для белорусского молока будут потеряны окончательно. Это объективная реальность… Видимо по данному случаю в Минске снова организуют молочный праздник.

И все-таки, почему Москва остановилась на полпути?

В белорусском экспертном сообществе появилась оригинальная версия о том, что причиной «отступления» Москвы явилось опасение за судьбу Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси. Мол, появление внутри Таможенного союза внутренних таможенных границ ликвидирует саму основу для вхождения «тройки» в ВТО. Суждение интересное, но пока фантастическое, так как в настоящее время профессор Медведков, возглавляющий кафедру торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ – ВШЭ и по совместительству главный российский переговорщик по линии Министерства экономического развития России занят исключительно переругиваниями с чиновниками ВТО о судьбе российского «отрезка» переговоров.

Пока о роли Таможенного Союза в переговорном процессе с ВТО говорится в чисто теоретическом плане, так как не ясно, как с ним вести переговоры в условиях, когда его еще нет. Просто нет. ВТО не будет вести переговоры с протоколом намерений. Так что фанерные таможни на российско-белорусской границе никого особо не взволнуют. Блеф он и под Оршей блеф.

Причина в другом. Использование средств массовой информации в качестве инструмента разжигания в народе страстей является иллюзорной компенсацией за все пережитое в результате первого серьезного политического противостояния между Россией и членом европейской программы «Восточное партнерство». Фактически, «молочный кризис» продемонстрировал, что белорусское руководство выбрало другую семью.

В российском политическом классе и до этого российско-белорусского кризиса не было иллюзий в отношении основных задач «Восточного партнерства» - реванш за поражение Грузии, сокращение влияния России на постсоветском пространстве, продвижение альтернативных энерготранзитных коммуникаций и другие не менее политически мотивированные мероприятия. Стоит напомнить, что условием вступления в «Восточное партнерство» Белоруссии был отказ Минска от признания Абхазии и Южной Осетии. И Минск обязался… Этот факт является лучшей иллюстрацией к версии определенной части белорусского экспертного сообщества о том, что Беларусь ищет в «Восточном партнерстве» исключительно экономические выгоды.

Однако вряд ли российское руководство могло ожидать, что политическая заданность «Восточного партнерства» проявится столь быстро и прямолинейно.

Вся история кризиса представляет череду ошибок. Одна из главных ошибок заключалась в переоценке. Белорусское руководство переоценило буквально все, что касалось его политического позиционирования после августа 2008 г. Оно переоценило свое влияние на российский истэблишмент и свою востребованность Западом. Оно явно завышено воспринимало свою политическую и экономическую роль в Восточной Европе. Значение «Восточного партнерства» было завышено на несколько порядков. И, что самое главное, оно переоценило свой внешнеполитический, дипломатический, военно-стратегический и идеологический потенциал для организации игры на два фронта и, если уж совсем глобально, то на две европейские цивилизации, как бы кому- то в Беларуси не хотелось вытолкнуть Россию в Азию.

Сейчас, на этапе своеобразной паузы конфликта, мы можем констатировать, что многочисленные версии о строительстве белорусского «моста» между Востоком и западом, надежды на получение Минском статуса посредника между Евросоюзом и Москвой и виртуальное позиционирование А. Лукашенко в качестве интегратора Москвы в экономические проекты в рамках «Восточного партнерства» утонули в Молоке. Но поддавшись общему чувству ликования, будем считать, что это, видимо, одна из важнейших побед белорусского истэблишмента, которому уже не придется тратить ресурсы и время на геополитическое «мостостроение».

По ходу Минску не придется отбиваться от российских кредитов, которые, надо признаться, просто подрывают финансовую стабильность в республике. Белорусским предприятиям не придется рассчитывать на расширение своего экспорта на российские рынки, так как россияне, естественно, не будут претендовать на то, что так востребовано на рынках ЕС (люди в очередях давятся). Еще много, что не придется…

Объективно говоря, автору этих строк, безусловно, не нравится совершенно безучастное отношение Кремля к празднику белорусского политического класса. В конце концом российское руководство могло бы поздравить А.Лукашенко над очередной победой над Москвой. Но Кремлю было явно не до Минска. Там белорусский вопрос давно передали на усмотрение ведомствам, у которых накопилось к Минску масса вопросов. Сейчас очередь от аграрников перешла к энергетикам и далее по списку. Идет неумолимый и жесткий процесс перевода союзнических отношений между Москвой и Минском в формат нормальных межгосударственных с полным уважением к белорусскому суверенитету, за который, с некоторых пор придется платить уже не Москве, а Брюсселю. Так что у белорусского руководства впереди еще много побед.

Андрей Суздальцев, Москва, 22 июня 2009 года, Politoboz.com



<Май 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Июнь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Политика