Отказ А.Лукашенко от участия в неформальном саммите лидеров стран СНГ, который пройдет в предстоящие выходные в Москве в форме скачек на приз президента РФ, безусловно, не сорвет данное мероприятие. Кремль, рассылая приглашения лидерам стран бывшего СССР, скорее всего, надеялся, что именно такой ответ получит из Минска. И когда Беларусь, устами посольства в Москве сообщила о том, что поездка на скачки не значится в графике Лукашенко, в Москве танцевали джигу.
И дело не в том, что в отношениях между станами-партнерами по союзному государству наступил такой момент, когда сторонам лучше не попадаться на глаза друг другу - не усугублять и без того сложную ситуацию. Неформальный саммит, как правило, проводится с целью обсуждения вариантов развития, движения вперед, неких стратегических шагов, но уж никак не для того, чтобы выслушивать очередные стенания по поводу молочной и газовых войн. Иной повестки у А.Лукашенко просто нет.
Но можно было бы обсуждать и эти злободневные вопросы, поведи себя Лукашенко как политик – всего-то требовалось извиниться за публичные оскорбления в адрес российского руководства. Однако, по мнению экспертов, Лукашенко боится прямого контакта с российским лидером.
«Отказ А. Лукашенко (или его окружения, так как я не удивлюсь, что А. Лукашенко и не знал о приглашении) от приглашения Д. Медведева является ответом белорусской стороны на отказ Д. Медведева посетить Минск 3 июля. Однако, учитывая различия в политическом весе двух президентом, демонстративный отказ от поездки является контрпродуктивным решением», - высказал свое мнение доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики РФ Андрей Суздальцев, отметив при этом, что Лукашенко все же была оказана определенная честь в виде приглашения на такое аристократическое мероприятие как "Скачки".
«Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время прямые контакты между главами двух государств отсутствуют. Белорусский президент опять занялся закулисной политикой - рассылает письма, агитирует губернаторов, делает громкие публичные заявления, рассчитывая, что докричится или его мнение донесут. Это слабая политика неуверенного в своей правоте политического деятеля», - подчеркнул эксперт.
«Поездка позволила бы выйти в формат прямого контакта, чего, видимо, Лукашенко явно боится», - отметил Суздальцев.
По мнению члена Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов РФ Кирилла Коктыша, в настоящий момент у сторон нет стратегических вопросов для обсуждения.
«Сегодня в белорусско-российских отношениях, по сути, нет актуальной повестки дня, вопросы которой могли бы решаться в рабочем порядке на неформальных встречах вроде планирующейся встречи президентов СНГ на скачках в Москве в субботу. Сегодня каждая из стран стала реализовывать свою стратегию», - сказал Коктыш.
Он напомнил, что Россия приступила к сооружению обходного нефтепровода БТС-2, который радикально снизит ее зависимость от белорусского транзита. Беларусь, в свою очередь вошла в "Восточное партнерство", которое, так или иначе, имеет целью повышение зависимости России от транзитных стран Восточной Европы.
«Выйти из начатых стратегий невозможно. Обсуждать ту реальность, которая сформируется, если эти стратегии будут реализованы - преждевременно. Таким образом, насыщенная повестка дня была до момента начала практической реализации этих стратегий, и, вероятно, появится после, когда видны будут какие-то итоги и степень успешности обеих стратегических линий. Сейчас же - ситуация "между", которая вряд ли породит кардинальные подвижки», - резюмировал эксперт.
Впрочем, есть еще причины для отказа от участия в скачках. Лукашенко уже давно позиционирует себя не как руководителя государства, а как некого старейшину или мудреца, к которому обращаются за мудрым советом не чаще двух-трех раз в сезон. В своих интервью он дал четко понять, что в настоящий момент его основной интерес сосредоточен на воспитании младшего сына, которого он по очевидным причинам не мог бы взять с собой на скачки. На неформальный саммит лидеров стран ОДКБ в конце июля может, но не в Москву – там такие пиар-ходы не приветствуются.
И даже, предположив, что поборов свой страх перед личной встречей с Медведевым или, упаси бог, с Путиным, Лукашенко готов был бы поехать на скачки, у него все равно нет каких-либо аргументов для обсуждения текущих проблем. В итоге неформальная беседа превратилась бы в скользкие ответы на неприятные вопросы: «По молоку успеете до 1 августа? За газ, включая задолженность в $230 млн. до 23 июля рассчитаетесь?». И так далее и так далее…
На скачки надо везти своих скакунов, у которых нет никаких шансов выиграть приз президента РФ. Очередное поражение Минск явно не перенесет.