Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» 9 июня тихо и без лишней шумихи повесила замок на свое представительство в Беларуси, сообщает УНИАН со ссылкой на пресс-службу Министерства иностранных дел Беларуси. Как сообщалось, разрешение белорусского МИД на осуществление деятельности этой украинской госкомпании в Беларуси было получено 28 августа 2007 года.
Очевидно, за почти два года своей деятельности, а точнее присутствия в Беларуси Нафтогазу совместно с белорусской стороной не удалось реализовать «интересные наработки» с Белтрансгазом в области транспортировки и хранения газа», о которых в свое время рассказывал глава представительства Александр Сидорчук. Следует отметить, что речь шла об «увеличении пропускной способности газопроводов, которые идут по территории Беларуси на территорию Украины».
Вплоть до лета текущего года Беларусь активно лоббировала идею строительства второй ветки проходящего через страну газопровода Ямал-Европа, что по мнению белорусских властей было бы гораздо более выгодных вложением инвестиций, чем строительство Северного потока. Однако по мере продвижения проекта Нордстрим, успехов России на южном фронте (Южный поток) и на фоне начала строительства нефтепровода БТС-2 и Минску и Киеву стало понятно, что Россия не блефовала своими заявлениями о желании обойти непредсказуемые страны-транзитеры при поставках энергоносителей в Европу.
Очевидно, ничего не вышло у сторон и по вопросу сотрудничества Нафтогаза Украины с Белоруснефтью, хотя два года назад Беларусь и Украина пытались организовать поставки добываемой в Беларуси нефти на украинские НПЗ. Сегодня, как правило, чуть больше половины из 1,7 млн. тонн, добываемой в Беларуси нефти, экспортируется в Польшу, оставшаяся часть перерабатывается на Мозырском НПЗ.
«Поскольку одни и те же трубопроводы проходят по территории Беларуси и Украины, нам придется принимать общие правила игры. При этом будут важны как чисто технические параметры, так и правовое поле. Нам важно совместно обеспечить проект, который является стратегическим для Европы и жизненно важен как для нее, так и для наших государств», - заявил на открытии представительства посол Украины в Минске Игорь Лиховой.
События минувшей зимы показали, насколько сторонам удалось согласовать политику: Украина вынудила Россию перекрыть газовый кран, в то время как Беларусь значительно нарастила объем транзита.
В условиях кризиса все говорят о снижении затрат, в том числе за счет сворачивания, закрытия и ликвидации ненужных активов, каким собственно и было представительство Нафтогаза Украины в Беларуси.