"Большая семерка" индустриально развитых стран в субботу призвала Китай повысить курс юаня к прочим мировым валютам, однако не предложила конкретных мер по устранению разногласий относительно валютных курсов.
"Большая семерка" в течение двух десятилетий играла главенствующую роль в определении курса мировой экономики, однако субботний саммит лишний раз выявил, что решать мировые проблемы без содействия крупнейших развивающихся стран этот форум уже не в силах.
В совместном коммюнике по итогам саммита в Стамбуле министры финансов и главы центробанков "Большой семерки" указали, что Пекину нужно допустить переоценку юаня с тем, чтобы устранить дисбаланс в мировой торговле, который привел к углублению мирового финансового кризиса.
"Мы приветствуем усилия Китая в сфере перехода к более гибкому курсу (национальной) валюты, которые должны в обозримом будущем привести к переоценке ренминби (юаня) и к более сбалансированному росту китайской и мировой экономики", - говорится в коммюнике G7.
Тем не менее, Пекин, неоднократно заявлявший о твердом намерении отпустить юань в свободное плавание, не давал ему расти относительно доллара после того, как в июле 2008 года мировой финансовый кризис вступил в решающую фазу. Формулировки нынешнего заявления "Большой семерки" относительно курса юаня мало чем отличаются от тех, к которым он прибегнул во время предыдущего саммита, состоявшегося полгода назад.
Пекин проигнорировал выступление G7.
"Избранный нами курс валютной политики весьма очевиден", - сказал в субботу Рейтер И Ган, замглавы китайского Центробанка, который прибыл в Стамбул на встречу с Международным валютным фондом. По его словам, для Пекина важно сохранение стабильности.
На вопрос о том, не испытывает ли Китай усиленное давление со стороны других стран, жаждущих повышения курса юаня, И ответил: "Мы продолжим работу над курсом валютной политики".
"Большой семерке" также не удалось заметно ослабить напряженность между участниками форума, недовольными ослаблением доллара, который с марта подешевел приблизительно на 12 процентов к корзине основных мировых валют.
Последние несколько недель Франция и Канада жаловались на то, что ослабление доллара может сказаться на их экспорте. Представитель G7 на условиях анонимности сообщил, что в Стамбуле между членами саммита разгорелись по этому поводу ожесточенные споры.
Однако в итоговом коммюнике не содержится ничего нового о снижении курса американского доллара: участники саммита вновь прибегли к обтекаемым формулировкам прошлых встреч - о вреде чрезмерных колебаний валютных курсов.
"Большая семерка" индустриальной развитых стран в составе Великобритании, Германии, Италии, Канады, Соединенных Штатов, Франции и Японии во время финансового кризиса уступила роль главного координатора мировых усилий по восстановлению экономики "Большой двадцатке", включающей крупнейшие развивающиеся страны - прежде всего Китай и Индию.
На саммите в Питсбурге в сентябре лидеры "Большой двадцатки" достигли принципиального согласия сообща бороться с несбалансированностью мировой экономики и ужесточением финрегулирования.
"Большая семерка" вовсе не так мертва, но она становится все менее актуальной. Она на пути к вымиранию", - сказал директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан в интервью журналу Emerging Markets.
Премьер-министр Канады Джим Флаерти сказал, что "Большая семерка" продолжит играть "стержневую" роль координатора развития мировой экономики и что Канада примет очередной ее саммит в феврале 2010 года.
Однако многие представители форума считают, что, хотя "Большая семерка" полностью не утратила актуальности, ей надо подумать над обретением собственной ниши, поскольку роль главного управляющего подъемом в мировой экономике взяла на себя "Большая двадцатка".
"Мы договорились работать в менее формальной манере, так, как это было несколько лет назад, отказавшись от графика при проведении ряда встреч", - сказал замминистра финансов Германии Йорг Асмуссен.
"Большая семерка" подчеркнула, что подъем мировой экономики все еще носит неустойчивый характер, хотя МВФ предсказывает возобновление экономического роста в большинстве индустриально развитых стран и в развивающемся мире во втором полугодии 2009 года и в 2010 году.
Слабая американская статистика на прошлой неделе заставила в очередной раз задуматься о прочности наметившегося подъема. В пятницу Минтруда сообщило, что уровень безработицы в США в сентябре вырос до 26-летнего максимума в 9,8 процента с 9,7 процента в августе.
В последние месяцы мы наблюдали признаки восстановления мировой экономики и продолжающиеся изменения к лучшему ситуации на финансовом рынке", - говорится в итогом коммюнике "Большой семерки".
"Тем не менее, почить на лаврах еще рано, поскольку экономический подъем все еще носит крайне неустойчивый характер и ситуация на рынке труда пока не улучшается. Мы не окажемся от антикризисных мер, пока не уверимся в возобновлении роста мировой экономики".
Президент Бундесбанка Аксель Вебер сказал, что крупнейшей экономике еврозоны потребуется несколько лет, чтобы вернуться к докризисным темпам роста. Во втором квартале 2008 года немецкая экономика вступила в стадию рецессии наряду с большинством европейских экономик.
"К уровню экономики 2008 года мы вернемся где-то в 2013 году. Из-за кризиса потенциал роста немецкой экономики снизился приблизительно до одного процента с 1,5 процента в докризисные времена", - сказал Вебер журналистам.
По словам министра финансов Великобритании Алистера Дарлинга, во избежание повторения кризиса "Большой двадцатке" следует добиваться соблюдения во всем мире некоего минимального стандарта в сфере финансового регулирования, чтобы проблемы в одной стране не распространялись на прочие страны.
В интервью журналу Emerging Markets Дарлинг сказал, что G20 может составить "Черный список" стран с недостаточным уровнем финрегулирования и налагать на них санкции - наподобие тех, что были предложены в этом году по отношению к оффшорам и которые заставили ряд стран отказаться от принципа неразглашения тайны банковских вкладов.