Последнее обновление: 25.11.2024 18:00

А ты записался в инноваторы?

Отношение белорусских властей к приватизации по-прежнему базируется на принципе «такая корова, пусть и почти дохлая, нам самим нужна». Но поскольку любую экономику необходимо модернизировать и подкармливать новыми технологиями, ставка делается на инновации и инвестиции.

В совместном плане действий правительства и Нацбанка на 2010 год тема инноваций представлена сразу двумя пунктами: планом реализации госпрограммы инновационного развития на 2007-2010 годы, выполнение которого власти обещают «обеспечивать ежеквартально в последний день месяца следующего за отчетным», и госпрограммой на 2011-2015 годы, проект которой должен быть подготовлен до конца 1-го полугодия.

Именно проекту госпрограммы на 2011-2015 годы правительство решило посвятить сегодняшнее заседание президиума Совмина. Агитпроповский характер мероприятия задал премьер Сергей Сидорский.

"Программа должна… касаться каждого предприятия страны. В этом состоит смысл нашего технического перевооружения, глубокой модернизации и успешного освоения новых технологий с привлечением инвестиций в экономику Беларуси", - заявил глава правительства.

Смысл понятен – белорусы должны засыпать и просыпаться с мыслью о научных разработках, которые если не сегодня так завтра будут использоваться на предприятиях и войдут в повседневную жизнь. Однако всю идею подпортила фраза «с привлечением инвестиций», требующая пояснений, что же все-таки нужнее для властей – новые технологии или деньги.

Подробные разъяснения представил председатель Госкомитета по науке и технологиями (ГКНТ) Игорь Войтов, по словам которого вся инновационная идея белорусских властей все же сводится к накачке белорусской экономики кредитами и бюджетными средствами и поискам источников валютного финансирования.

Как сообщил Войтов, в проекте госпрограммы предусматривается радикально изменить подходы к привлечению источников финансирования инноваций за счет значительного увеличения привлекаемых на эти цели иностранных инвестиций с 10% до 28-30%. В этой связи ГКНТ вспомнил о возможностях венчурного финансирования и предложил более плотно дружить с транснациональными компаниями в области химии, электроники, биотехнологий, энергетики, фармакологии. Еще 30% финансирования госпрограммы планируется осуществить за счет кредитов, естественно, госбанков или печатного станка.

"На данном этапе госзаказчики предлагают включить в программу 259 проектов. Объем финансирования на их реализацию должен составить Br44 трлн", - сообщил Войтов.

Помимо денег для достижения озвученных показателей потребуются изменения в законодательство в виде принятия закона о государственной инновационной политике и изменений в действующие Налоговый, Бюджетный и Гражданский кодексы – нужна система мотивации труда, налоговых стимулов и таможенно-тарифной преференций.

Все это ради того, чтобы успешно распилив более $15 млрд. (Br44 трлн), увеличить экспорт наукоемкой продукции с $2,27 млрд в 2010 году до $6,4 млрд в 2015 году, а долю такого экспорта с 4% до 14%, новой продукции в общем объеме промпроизводства с 19% до 25%. То есть ради того, чтобы из банановой республики, основу экспорта которой составляют нефть и нефтепродукты, калийные удобрения и прочие полезные ископаемые, превратиться в продвинутую банановую республику, которая может себе позволить кормить огромный штат научных работников.

Эффективному собственнику не нужны госпрограммы инновационного развития. В условиях жесткой конкуренции адекватный владелец хорошо понимает, что без внедрения новых технологий и затрат на научные разработки любому успешно работающему в данный момент бизнесу ничего не светит уже в обозримом будущем. И это четкое понимание перспектив заставляет такого собственника тратить приличную часть прибыли не на яхты и недвижимость у моря, а на зарплаты ученым умам. Примеров таких предприятий в Беларуси вполне достаточно – экскурсии для чиновников можно организовать в любой момент.

Новые технологии можно разрабатывать, а можно покупать. Примеры белорусской инновационной мысли хорошо известны – уникальное устройство по уборке огурцов в виде лежащих на тракторной прицепе колхозниц, заклейками брендов мировых производителей стикерами белорусских брендов, светодиодные табло в общественном транспорте стоимостью в 3-4 тыс. долларов за штуку, машиностроение, в котором технологическая составляющая на 100% сформирована иностранными деталями и технологиями.

Отдельные случаи, когда белорусская наука еще способна доказать, что не растеряла накопленный за годы СССР потенциал, не влияют на общую картину. Причем, в основном такие исключения случаются в военно-промышленном секторе, и в силу секретности, как правило, не известны широкой общественности.

В этой связи новые технологии для флагманов белорусской промышленности приходится закупать в других странах. Поскольку в таких закупках главный лозунг государства-собственника – купить как можно дешевле и выполнить показатели по экономии валютных средств, то новыми такие технологии являются только для Беларуси.

Примеров столь бережного отношения к валютному богатству страны предостаточно. Это и проект по увеличению мощности белорусских цементных заводов на базе китайского оборудования, стоимость которого уже превысила цену строительства под ключ современных цементных заводов аналогичной мощности с использованием западных технологий. Это и установка по производству терефталевой кислоты на Могилевхимволокно, которая, условно говоря, дала течь спустя неделю после показательного запуска в присутствии А.Лукашенко. Чего уж говорить о суперсовременном Шкловском заводе газетной бумаги, который не удается запустить уже второй год подряд.

Очевидно, что технологическая составляющая таких know-how приобретений явно уступает коррупционной. Но то ли еще будет. Глава ГНТК сегодня заявил, что выполнение инновационных госпрограмм невозможно без создания инвестиционной корпорации и нового экспортно-импортного госбанка.

"Для ускорения процессов формирования научной инновационной системы планируется создание инвестиционной корпорации… считаем целесообразным создание в Беларуси экспортно-импортного банка в следующей пятилетке для поддержки национальных экспортеров, институтов развития экспорта, увеличения сети торговых представительств за рубежом», - сказал Войтов.

Похоже, что появление экспортно-импортного банка, вдобавок в существующим госбанкам со всеми их проблемами, рассматривается как некое чудо, способное придать инновационному развитию страны невиданное ускорение. Создали банк и все пошло как маслу. Но только такой банк, который будет беспрекословно подчиняться всем прихотям ГНТК и молниеносно выделять новые порции кредитов по каждому запросу в рамках обозначенных проектом госпрограммы 30%, естественно обслуживать инвестиционную корпорацию и… поглубже прятать коррупционную составляющую.

Республиканский центр технологического прогнозирования, центр инновационной информации, республиканский инновационный центр электронного бизнеса… А еще совместное предприятие по вопросам инновационного консалтинга, совместные инжиниринговые компании и венчурные организации.

Совместные с кем? И как белорусские власти представляют эту совместность?

Ответы на эти вопросы хорошо дает белорусское понимание инвестиций как таковых. Если во всем цивилизованном мире под инвестициями понимаются денежные вложения с дальнейшим участия инвестора в управлении предприятием и разделе прибыли, что подразумевает необходимость ускорения приватизационных процессов, то, по мнению белорусских властей, инвестиции – это кредиты на максимально возможный срок по самой низкой ставке, которые еще к тому же и не надо возвращать.

Естественно, что нормальный инвестор – транснациональные компании, о которых упоминал г-н Войтов – не готовы в принципе вкладывать деньги на таких условиях, и уж тем более делится с Беларусью современными технологиями. Потому не прекращается в страну поток б/у оборудования, поставляемого по связанным кредитам под госгарантии. Потому названия и имена заходящих в страну инвесторов мало кому известны, а у всевозможных структур, обеспечивающих безопасность страны хлопот невпроворот.

Но, похоже, эта проблема мало волнует руководство страны. Ведь, на самом деле решается вопрос не инноваций, а совсем другая задача. До 2015 года количество научно-технических парков и центров трансфера технологий планируется увеличить на 60%, научно-производственных центров - на 30%, инновационных центров - более чем в 7 раз. Запланировано также создание трех многоцелевых технопарков - Парка передовых технологий в Национальной академии наук, а также технопарка "Полесье" и технопарка на базе НПО "Интеграл".

Не то что калькулятор, специально локализованной под задачи белорусской экономики Excel не способен подсчитать количество рабочих мест, которые хочется создать для себя, своих родственников и прочих нужных людей, обеспечив энное количество беззаботных лет со стабильной зарплатой и прочими бонусами от каждой инновационной сделки.

Весь этот план может сработать - надо лишь найти деньги. Неважно какие - бюджетные или средства частных инвесторов. А деньги появятся лишь в случае утверждения очередной, нужной только лишь чиновникам, госпрограммы, что не составит никакого труда в том случае, когда страна будет озадачена очередным НЭП-овским лозунгом: «А ты записался в инноваторы?»



<Декабрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Январь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Экономика