Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подвергла жесткой критике Узбекистан за судебное преследование журналистов и усилившееся давление на них.
Власти Узбекистана ведут борьбу с инакомыслием и четыре года назад после осужденного Западом жестокого подавления волнений в Андижане поставили вне закона деятельность журналистов, работающих на иностранные и независимые СМИ.
Большинство западных СМИ не могут работать в Узбекистане из-за отказа властей в аккредитации. Рейтер освещает события в Узбекистане из соседнего Казахстана.
ОБСЕ заявило во вторник, что "глубоко озабочено продолжающимся преследованием журналистов". Это заявление противоречит тону предыдущего, сделанного в сентябре прошлого года, когда ОБСЕ выразила "воодушевление" прогрессом в сфере прав человека в Узбекистане, несмотря на утверждения правозащитников о репрессиях и пытках в этой стране.
"Несмотря на конструктивный диалог, продолжающийся между офисом ОБСЕ и узбекскими властями, улучшения ситуации со свободой слова в Узбекистане не произошло", - говорится в письме Миклоша Харашти, представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в адрес главы узбекского МИДа.
"Последние события показывают, что аресты журналистов и другие формы преследований все еще имеют место".
В начале января несколько оставшихся в стране местных журналистов, которые сотрудничают с зарубежными и независимыми СМИ, были вызваны в прокуратуру и допрошены по поводу их публикаций, сказал Рейтер один из приглашенных на "беседу" журналистов.
По его словам, допрос был предупреждением - журналистам не были предъявлены обвинения, однако каждому показали собранное на него досье и попросили написать объяснительную.
В письме представителя ОБСЕ названы двое журналистов, Салиджан Абдурахманов и Дильмурад Сайид, которые за последние два осуждены на длительные сроки по надуманным обвинениям.
Харашти также поднял перед министром иностранных дел Владимиром Норовым вопрос о недавно арестованном редакторе популярной спортивной газеты Хайрулло Хамидове, обвиненном в религиозном экстремизме, а также фотохудожнике Умиде Ахмедовой, которую хотят привлечь к ответственности за "клевету и оскорбление узбекского народа" в цикле этнографических фотографий.
МИД Узбекистана недоступен для комментариев заявления ОБСЕ, несмотря на многочисленные попытки Рейтер.