Россия рассчитывает получить ответ со стороны Ирана на подтверждение Россией, США и Францией предложенной в прошлом году схемы решения иранской ядерной проблемы в связи с недавним заявлением Тегерана о начале обогащения им урана до 19,75%.
"Мы бы хотели надеяться, что он (ответ) последует", - сообщил в среду РИА Новости заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Россия, Франция и США стояли у истоков разработанного в октябре 2009 года проекта соглашения, который в письменном виде был передан Ирану. Он предполагает обмен имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на зарубежное высокообогащенное (до 19,75%) топливо для экспериментального тегеранского реактора. Иран не дал окончательного согласия на это предложение, но заявил на прошлой неделе, что самостоятельно уже произвел первую партию обогащенного урана.
Россия, США и Франция направили на днях письмо генеральному директору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкии Амано для разъяснения позиции трех правительств на фоне заявлений Ирана о начале обогащения урана до 19,75%.
"Начало этих работ в Иране не означает, что три стороны пересматривают свои предложения. И мы готовы к ним вернуться, если Иран сочтет это возможным", - разъяснил Рябков смысл совместного послания МАГАТЭ.
"Мы так понимаем, что генеральный директор МАГАТЭ ознакомил с содержанием этого письма иранскую сторону", - сказал дипломат.
Сейчас, по его словам, проблема - в различиях позиций в том, где и когда осуществлять этот обмен.
"Для западных участников этой схемы принципиально важно, чтобы низкообогащенный уран был вывезен с территории Ирана и хранился где-то в третьей стране и перерабатывался до того момента, когда будут изготовленные топливные сборки. Иранцы предлагают держать этот НОУ (низкообогащенный уран) на своей территории и дальше, чтобы для них были изготовлены топливные сборки из какого-то другого сырья и потом доставлены им, после чего они свой НОУ отдадут", - разъяснил Рябков.
Но проект соглашения, подчеркнул он, "и с экономической, и с финансовой точек зрения, и с возможностями постановки этого материала под гарантии и под пломбы МАГАТЭ со всех точек зрения был очень тщательно и детально разработан".
"Мы считаем, что ничего дополнительного не требуется", - подтвердил Рябков.
Он выразил надежду на то, что "привлекательность этой схемы все-таки будет понята и принята иранской стороной, поскольку страны-участницы данного предложения подтвердили свою позицию, и об этом иранцам тоже известно, и есть какой-то шанс, что развитие пойдет в направлении компромисса".
США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Совет Безопасности ООН принял несколько резолюций и наложил на Иран санкции, требуя отказаться от обогащения урана. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Иранской ядерной проблемой занимается "шестерка" переговорщиков из Россия, США, Китая, Великобритания, Франции и Германии, в рамках которой было выдвинуто предложение Ирану об обмене топлива. По данным информированных источников, пока каких-либо встреч "шестерки" даже не запланировано. Россия и ее партнеры не исключают введения новых санкций СБ ООН.
На этой неделе президент России Дмитрий Медведев на встрече в Москве с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху подтвердил российскую позицию по санкциям в отношении Ирана. Как сообщила журналистам пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, мировое сообщество должно быть уверено, что ядерная программа Ирана носит мирный характер, но в случае неисполнения этих обязательств "никто не может исключать применения санкций".
В сентябре прошлого года во время саммита "двадцатки" в Питтсбурге была обнародована информация о наличии у Ирана секретного завода по обогащению урана. Россия была среди стран, осудивших поведение Ирана. Президент РФ сделал специальное заявление, в котором подчеркнул, что Тегеран должен принять конкретные шаги по восстановлению доверия к своей ядерной программе.
По информации, распространенной в начале февраля главой иранской ядерной программы Салехи, в настоящее время обогащение урана осуществляется на заводе в Натанзе на каскаде из 164 центрифуг. Он позволяет производить в месяц от трех до пяти килограммов обогащенного почти до 20% урана для тегеранского реактора, предназначенного, в частности, для получения медицинских изотопов. Объем производства завода вдвое превышает потребность тегеранского реактора, которому требуется 1,5 килограмма (топлива).