Беларусь не будет хоронить льняную отрасль, которой 20 с небольшим лет назад славилась БССР. Такое решение сегодня озвучил А.Лукашенко, решивший посетить Оршанский льнокомбинат.
«Принято решение: льну в стране быть. Потребители нуждаются в льнопродукции, но в качественной продукции", - заявил А.Лукашенко в пятницу, посещая Оршанский льнокомбинат (Витебская область).
Льноводство начало приходить в упадок в 90-х годах на фоне известных проблем, связанных с распадом СССР. Но окончательно отрасль была добита во времена обеспечения продовольственной безопасности страны, когда Лукашенко поручил все силы и средства бросить на миллионы тонн урожая зерновых.
Выйдя на запланированные объемы зерна, белорусские власти вспомнили о льноводстве, возобновив господдержку льноводческих предприятий и хозяйств. Но выделяемых сумм было недостаточно для модернизации старых производств. А традиционные для белорусского льна рынки Европы и России оказались уже занятыми.
Так, Россия была вынуждена утвердить федеральную программу по развитию льноводства, Литва заняла место Беларуси на европейском рынке. В последнее время активную роль на льняном рынке играет Китай.
Потерю льноводческой отрасли Лукашенко списывает на стратегические просчеты чиновников, убеждавших его в невозможности производства качественного сырья для выпуска конкурентоспособной продукции. Но якобы успехи в выращивании пивоваренного ячменя и сахарной свеклы заставили его еще раз обратить свое внимание на лен.
"Раньше меня убеждали, что мы не можем производить пивоваренный ячмень. Сегодня производим 150 тыс. тонн, пьем пиво и никто не подавился… меня убеждали, что мы не можем производить сахарную свеклу, а сегодня мы производим 450 тыс. тонн сахара - этого стратегического продукта", - привел примеры Лукашенко.
Если пример с пивным ячменем вполне уместен, то во втором случае он явно передернул, поскольку лично поставил задачу по увеличению объем выращивания свеклы после первого сахарного скандала с Россией.
Может быть, и убеждали. Тем не менее, сегодня в Беларуси насчитывается 208 льносеющих хозяйств и 49 льнозаводов, получивших за последние 5 лет более 560 млрд. рублей господдержки.
"Если учесть, что государство за последние 5 лет выделило организациям льняной отрасли только в виде субсидий почти Br560 млрд, то можно было ожидать более значительных результатов… хроническая убыточность и низкие темпы развития остаются присущими для всех звеньев льняного комплекса… за 5 лет мы не превзошли более 40 тыс. тонн волокна в год при плане 60 тыс. тонн. Из-за низкого качества сырья доля наиболее ценного длинного волокна составляет всего лишь около 20%... повсеместно нарушается технология возделывания льна ", - негодовал Лукашенко.
Не лучше ситуация и с производством льняных тканей. «…Некондиционное сырье.., техническая отсталость предприятий, непродуманная система ценообразования на различные виды продукции, а также недостаток высококвалифицированных специалистов и управленческих кадров" льнокомбинатов не лучшим образом сказывается на качестве льняных тканей. В итоге на 1 февраля 2010 года запасы льняных тканей составили 18,5 млн кв. м, что соответствует более чем 10 месячному объему производства.
"Мы будем заниматься сырьем (льном)», - подтвердил сегодня Лукашенко. – «И я заверяю, что она будет одной из лучших отраслей в мире, для этого есть все необходимые условия… Разговоры о том, что надо сократить посевы льна, уничтожить половину (Оршанского) комбината - это безмозглые разговоры глупых, бестолковых людей".
"Говорят, что сегодня нет эффективной структуры управления льняной отрасли. Давайте, создадим холдинг, объединение. Но поймите, если не будете шевелиться, то ничего не получится и с новой структурой", - заявил Лукашенко.
«Что вам надо сегодня, чтобы производить хорошую продукцию?", - поинтересовался он у руководства Оршанского льнокомбината. Но за руководство ответил «промышленник» Владимир Семашко.
"Самое главное - поднять качество пряжи, научиться делать нормальные ткани и делать нормальную одежду… в ближайшие 2-3 года необходимо вложить Br170-180 млрд. Это позволит вывести комбинат на нормальный уровень", - попросил первый вице-премьер.
Семашко не уточнил, в каком месте искать 170-180 млрд. рублей и что в его понимании означает «нормальная одежда»…