В минувший понедельник министр информации Пролесковский, прямые обязанности которого заключаются в том, чтобы технически содействовать качественному развитию прессы в стране, в том числе и за счет конкуренции, и согласно Конституции Беларуси всемерно защищать свободу слова, попытался взять под свой контроль умы белорусских журналистов, наговорив кучу всяких громких слов об ответственности и морали.
К сожалению, высказывания министра прозвучали в канун профессионального праздника журналистов – День печати, который отмечается сегодня, 5 мая. А потому настоящим праздником для белорусской прессы станет тот день, когда на пресс-конференции с неким высокопоставленным чиновником журналисты без боязни быть наказанными смогут не только задать любые вопросы, но и получить на них ответы «по теме».
Сведем воедино, что же сказал Пролесковский: «Моральный кодекс журналиста должен быть у каждого работника СМИ в душе и в голове… Пресса формирует общественное мнение - это действительно так. Но делать это нужно очень осторожно. Ведь можно в течение нескольких часов довести общество до точки кипения. Есть свобода слова, и есть высочайшая ответственность журналиста за слово, написанное в печатном издании или сказанное в эфире».
Сказанное министром относится только к белорусским журналистам, потому как представителей зарубежных СМИ мнение Пролесковского, мягко говоря, не волнует – был бы еще владельцем газет и телеканалов, а так всего лишь какой-то министр. Да и ничего нового он не сказал, поскольку далеко не первый, кто из белорусских чиновников в последнее время затрагивал тему ответственности и моральных устоев отечественной прессы, включая независимые издания и интернет. Как тут не вспомнить Наталью Петкевич с ее идеологическим туром по Беларуси.
Но почему то все говорят об ответственности журналистов за каждое слово, но забывают об ответственности чиновников за свои слова, цитирование которых порой невозможно без дополнительного комментария.
Возьмем свежий пример.
«Что касается моего участия (в выборах) … честно вам скажу, что… я просто об этом не думаю», - сказал вчера А.Лукашенко в интервью Reuters.
Понятно, если бы Джордж Буш-младший за 9 месяцев до окончания своего второго срока сказал такую же фразу «Я просто о предстоящих выборах не думаю». Думай – не думай, но ему конституцией США отведено два срока. Буш думал о том, что будет делать после отъезда из Дроздов Белого дома.
Если буквально следовать Пролесковскому, то белорусские журналисты после вчерашнего заявления Лукашенко должны были ответственно написать: «Как тяжело приходится Александру Григорьевичу. Враги по периметру страны. Столько дел и забот внутри страны. Даже секунды лишней нет, чтобы задуматься о выборах» или тупо включить дурака: «Счастливый и уверенный в себе человек».
Но ведь школьнику понятно, что предстоящие выборы уже снятся Лукашенко по ночам, а прикрытый политическим зонтиком свергнутый Бакиев лишь усугубляет переживания и бессонницу Лукашенко. Так как насчет ответственности за свои слова?
Еще один горячий пример – качество поставленной в Беларусь венесуэльской нефти. Информация о несоответствии заявленных и реальных параметров сырья «зашла» еще в начале прошлой недели. Ответственно дождались прибытия вагонов и первых анализов, которые лишь подтвердили более раннюю информацию. Но это, конечно же, происки врагов и «утка» (терминология Пролесковского), которую очень хотелось запустить в интернет.
Да, надо было написать: «По своему составу венесуэльская нефть – это best of the best, что когда либо заходило или добывалось в Беларуси». Вот это ответственный подход. А как там с правдой, с совестью?...
Обойдемся без наивностей и внимательно почитаем официальные комментарии-опровержения на эту тему.
«Вопрос эффективности поставок (качество) венесуэльской нефти прояснится к середине мая. Об этом сообщил сегодня журналистам генеральный директор ЗАО "Белорусская нефтяная компания" Владимир Зубков», - такое сообщение появилось на сайте агентства БелТА еще днем в понедельник.
Было бы все хорошо с качеством, Зубков бы с радостью первым подтвердил успешную реализацию проекта. Но почему-то высказался очень осторожно.
Уже вечером в понедельник премьер Сергей Сидорский развеял явные сомнения главы БНК заявлением «…венесуэльская нефть имеет низкое содержание серы, что обеспечит высокий уровень выхода светлых нефтепродуктов». "Полученную продукцию мы реализуем совместно с венесуэльскими партнерами на экспорт", - добавил Сергей Сидорский», - процитировало БелТА высказывание премьера, которое он за последние пару месяцев произносил по каждому удобному случаю.
Казалось бы, тема закрыта. Но ответственное заявление премьера почему-то не внушило доверия. Например, руководству Мозырского НПЗ.
"Установленный порядок проведения проб поставляемой нефти предполагает проведение сплошного контроля всех партий из всего объема. Согласно данным лабораторного анализа, проведенного по первым партиям уже поступившей нефти, поставляемое сырье приблизительно соответствует заявленным параметрам по содержанию серы и другим примесям", - заявили агентству "Интерфакс-Запад" в руководстве МНПЗ на следующий день (в минувший вторник).
Признаем, «близомер» у каждого человека настроен по разному… Особо отметим тот факт, что представитель руководства МНПЗ публично подтвердил, что уже есть данные лабораторных анализов. А вот еще один представитель МНПЗ не поверил этому ответственному заявлению и не согласился с «приблизительной» оценкой.
На Мозырском НПЗ БелаПАН заявили, что… после накопления в резервуарах 30 тыс. тонн нефти на заводе проведут исследования ее качества, а затем направят на переработку. На НПЗ подчеркнули, что это высококачественная нефть (ред. – заранее уверены) и с ее переработкой не должно возникнуть проблем.
В этой же заметке прозвучал и вовсе замечательный комментарий пресс-секретаря БНК Андрея Синицина, основная суть которого сводится к тому, что А.Синицин увлекается чтением энциклопедий.
«…появившаяся в СМИ информация о том, что в Беларусь поступила нефть, которая похожа на российскую нефть марки Urals, "не соответствует действительности". По его словам, Urals добывается в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане, что подтверждается в том числе данными из энциклопедий. Нефть, поступившая в Беларусь, "не может быть Urals", подчеркнул Синицин», - сообщило БелаПАН.
Высококачественная, приблизительно, сделали анализы, нет, сделаем позже – весь эти противоречащие друг другу комментарии на фоне анонимности источников из руководства МНПЗ (Интерфакс и БелаПАН) свидетельствуют лишь об одном – проблема есть, к ней как всегда никто не был готов, отмазки заблаговременно не написаны и не заучены. В противном случае звучал бы стройный хор «нефтяников».
Очевидно, что ответственность журналистов в белорусском медийном пролеске заключается в том, чтобы создавать уютные и комфортные условия для белорусских чиновников, но уж никак не в том, чтобы аморально указывать на возникающие проблемы и тем более подозревать ответственных представителей власти в откровенном разводе. Тем более, что и смысла нет никакого – в Беларуси за слова чиновников ответственность несут почему-то журналисты.