Иуды тоже научились носить кресты. (Станислав Ежи Лец)
Новая Албания
Очередной ренессанс китайской темы в среде политического класса Беларуси, и, прежде всего, в рядах правящей номенклатуры, косвенно свидетельствует о том, что денег в республике нет.
Белорусские власти оказались в сложном положении. Формально замена России, как безвозмездному и безусловному финансово-ресурсному донору, найдена. Это Пекин. Однако переходный период, когда республика уходит от содержания Россией на содержание Китая не носит системный характер и осложнен массой условностей и странных договоренностей.
Если Москва, создав за последние 15 лет целую систему финансово-ресурсной поддержки белорусской экономики, в свое время рассчитывала на быстрое развитие российско-белорусской экономической и политической интеграции, что обуславливало неизменные щедрые дотации и преференции, списание долгов и доступ к российскому рынку, то с Китаем все сложнее.
Ни о какой экономической интеграции с Китаем не может быть и речи, как, впрочем, и о равноправных отношениях, т.е. то, на чем постоянно настаивает официальный Минск в отношениях с Москвой. Кроме того, при всей изворотливости идеологов АП РБ и ИАЦ АП РБ, трудно создать миф о двух братских народах – белорусах и китайцах. Как бы белорусскому руководству не хотелось представить «братский» характер отношений между Минском и Пекином, в реальности отношения между РБ и КНР могут быть исключительно прагматичными. Тем не менее, белорусское руководство просто бредит статусом новой Албании 60-х годов прошлого столетия.
Но что может предложить Беларусь Китаю? Что может заставить Китай вкладывать деньги в белорусскую экономику, модернизировать ее, передавать белорусам китайские технологии, переносить производства на территорию Беларуси, развивать и расширять белорусский экспорт? Ведь именно об этом говорит Постановление СМ № 1053 от 14 июля 2010 г., решая задачу о создании в республике китайской промышленной зоны с размещением «высокотехнологичных» китайских производств. Обращают на себя внимание темпы воплощения данного Постановления в жизнь. Фактически уже к концу года китайская зона должна эффективно работать, выпуская продукцию. Интересно, какую и для кого?
Несколько поставленных вопросов требуют своего ответа, но тут нет особой интриги. Действительно, что-то реально белорусского предложить Китаю нечего, за исключением четырех факторов, интересных Пекину: белорусский калий, географическое положение белорусского государства, доступ к российской территории (рынку) и создание очередного очага китайкой диаспоры на легальных условиях в центре Европы (белорусский Чайна-Таун).
С калием понятно. Очень скоро, единственный реальный белорусский минеральный ресурс (нефти действительно очень мало) приобретет китайского хозяина (что-то не слышно истерик о продаже «фамильного серебра).
В тоже время, широковещательные заявления о том, что КНР избрал РБ в качестве своего европейского «форпоста», рассчитаны на людей несведущих и больных национальным белорусским чванством. Китайские инвестиции в Евросоюз огромны. Для примера стоит только напомнить о покупке китайцами компании «Volvo» (попутно это пример к вопросу о современных китайских технологиях).
На самом деле, какими бы «зонами» и «технологиями», а также обещаниями исторически мгновенно модернизировать белорусскую экономику не прикрывались решения белорусских властей, на самом деле речь идет о срочном пополнении финансовых резервов перед президентскими выборами за счет уже не России, а Китая, которому Россию стараются продать оптом и в розницу – российский рынок, российские ресурсы, военно-стратегическую информацию о России.
Китай в Таможенном Союзе ЕврАзЭС
Стоит напомнить, что Беларусь все-таки вступила в Таможенный Союз, что, естественно, и не могло быть иначе. Стоит напомнить, что Беларусь, в случае ее отстранения от реальной интеграции на постсоветском пространстве, в течении нескольких месяцев ожидала бы экономическая катастрофа. Не помог бы и МВФ.
Интересно то, что в конце июня текущего года, в самый разгар газового кризиса белорусское руководство, белорусский агитпроп и белорусское экспертное сообщество в один голос утверждали, что Кремль, используя Газпром, буквально втягивает/загоняет Беларусь в Таможенный Союз. Данный тезис был основным у электронных СМИ республики. Небезызвестная белорусская группа развития (судя по их продукции - белорусский клуб любителей фантастики, стремящихся в стиле конца XIX века политологию подменить технологической революцией) изощрялась в обвинениях России в империализме. Автор этих строк отмечал в те «славные» июньские дни белорусской информационной атаки: «мнение, что газовый кризис был направлен на «втягивание» Беларуси в Таможенный Союз не выдерживает критики. Скорее можно утверждать, что после уже упомянутого российско-белорусского саммита 11 июня, Москва окончательно решила для себя, что Беларуси не место в Таможенном Союзе» «И это только начало», 28.06.10. http://www.politoboz.com/content/i-eto-tolko-nachalo).
16 июля А.Лукашенко неожиданно признал справедливость данного суждения, заявив, что руководство России надеялось на то, что в ходе организованного российской стороной давления на республику, он не подпишет документы по Таможенному союзу (AFN). Так кто на кого давил и куда втягивал? Интересно, как сейчас будет на ходу перестраиваться белорусский агитпроп.
На самом деле вся история оказалась вполне традиционной и не раз использованной белорусской стороной. В частности, на прошлой неделе руководство белорусской таможни, не забыв похвалить себя (видимо годы конфискационной войны уже забылись) вдруг озаботилось о таможенном контроле на российской и казахстанской границе. Уже в пятницу 16 июля сам А. Лукашенко со вздохом взял на себя функции «генерального прокурора» Таможенного Союза, призванного пристально следить за действиями России в данном интеграционном объединении: «Таможенный Союз России не нужен… Отношение Москвы к ТС и будущее этого проекта полностью прояснится на следующих этапах переговоров. Посмотрим, согласится ли Россия впустить казахстанскую нефть и природный газ в свои трубы, чтобы была конкуренция на рынке. Вот тогда и увидим, нужен ли ей действительно Таможенный союз или нет».
Справедливости ради стоит напомнить Я. Лукашенко, что он явно забегает вперед. Энергетическая интеграция является признаком развитого Единого экономического пространства (ЕЭП), отражая принципы свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Нефть – тот же товар. ЕЭП – это следующий за Таможенным Союзом этап экономической интеграции. Таможенный Союз не имеет какого-либо отношения к трубопроводам, пролегающим по территории стран – участниц ТС, так как решает внешние проблемы с допуском на внутренний рынок ТС товаров третьих стран. Того же Китая, к примеру. Это, извините, азбука, которую обязан знать каждый студент-экономист или международник первого курса. Автор этих строк такого неуча при попытке сдать экзамен выгоняет из аудитории без права пересдачи… Белорусскому президенту надо хотя бы книжки читать, чтобы не позориться на весь свет.
Естественно, как бы белорусскому президенту не хотелось судить свысока об интересах и поведении России в Таможенном Союзе, сделать ему это будет сложно, так как, во-первых, российский рынок составляет 90% рынка ТС, то есть это прежде всего российский Таможенный Союз; во-вторых, если не травится, то как говорится, никто не держит. Видимо, все-таки, белорусский президент это понимает, заранее заявляя: «Мы не собираемся ничего разваливать…». Думается, что как и по вопросу таможенных границ ТС, о которых столь трогательную заботу проявила белорусская таможня, так и по поводу дальнейшей дискуссии уже внутри ТС, Беларусь как раз приложит максимум усилий для развала Таможенного Союза, требуя для себя односторонних льгот, привилегий, дотаций, преференций, шантажируя своим бесконечным выходом из интеграционного проекта, если Россия и Астана не пойдут навстречу ее «законным интересам». Все это в России хорошо помнят по строительству Союзного Государства. Вот только одно непонятно: неужели А. Лукашенко считает, что в ТС вошел лично он, а не Беларусь? Ведь Беларусь вполне могла бы находиться в ТС и без него…
Но пока под шумок скандала о том, что границы ТС «под угрозой» и то, что Россия «не пропускает в РБ казахстанскую нефть», официальному Минску вполне можно развернуть на территории Таможенного Союза очередной, уже не оффшор, а настоящий китайский анклав – своего рода новый промышленно-торговый Черкизон с парой миллионов китайцев, которые будут безропотно пополнять казну А. Лукашенко, торгуя и пропихивая по всему рынку ТС продукцию, от размещения производства которой в свое время отказалась Россия. К примеру, китайских автомобилей.
Все это грустно. Белорусское руководство, к сожалению, не может нормально работать. Оно обязательно ловчит, выкручивается, строит схемы, готово продать все и вся, причем желательно чужое. Мигом присасывается к вновь открываемым ресурсам, чтобы тут же стать посредником, транзитером, арендодателем. Естественно, без наличия рядом России, такие схемы не получатся. Составить их с той же Польшей или Украиной чревато остаться самим голыми и босыми... Автора этих строк всегда поражала уверенность белорусской номенклатуры, что она самая хитрая.
Не гнушаются ничем. Вспомним конец 90-х годов – времена славной белорусской контрабанды, хорошо освещенной во второй серии документального фильма «Крестный батька» (НТВ, 16.07.10), когда на просторы российского рынка через Беларусь щедрым потоком полился ядовитый спирт «Рояль» и другая мерзость. Сколько тысяч россиян слегло в могилу, потребляя данную белорусскую контрабанду, пополняя личные счета А. Лукашенко? Сейчас, видимо, вместо спирта «Рояль», на российский рынок уже в рамках ТС потечет грузинское вино.
Грузия в Таможенном Союзе
Встреча А. Лукашенко с М. Саакашвили в Крыму оказалась как никогда кстати. Стоит напомнить, что Беларусь не только сохранила с Грузией безвизовый режим, чем обеспечила функционирование так называемой «Тропы Лукашенко» - безвизовый доступ граждан Грузии на территорию России, но и до настоящего времени беспрепятственно получала запрещенное для сбыта на территории России грузинское вино и минеральную воду. Поставлялись и поставляются и другие грузинские товары.
Сейчас для грузин на территории РБ, т.е. внутри ТС, образовалось «окно возможностей» и А. Лукашенко не прочь в очередной раз выступить посредником по сбыту грузинских товаров на российском рынке, т.е. рынке ТС.
Но проблема не в грузинском вине, хотя и эта тема ждет своего регулирования. Проблема в том, что после появления М. Саакашвили на экране белорусского телевидения (15.07.10) говорить о каком-либо конструктивном диалоге между А. Лукашенко и российским руководством не приходится.
Фактически, встречаясь с президентом Грузии, которого все равно рано или поздно настигнет жестокое наказание, А. Лукашенко совершил политическое самоубийство.
Выбор А. Лукашенко
Видимо, белорусский президент так и не проникся пониманием того, что для современной России означает М. Саакашвили. Стоит напомнить, что М. Саакашвили отвечает за вторжение в Южную Осетию и убийство ее мирных жителей (большей частью граждан России). Автор сразу отмечает, что видимо в данном вопросе правомерность или неправомерность действий президента Грузии еще можно как-то оспорить, ссылаясь на противоречие между правом нации на самоопределение и защитой государством своей территориальной целостности. Действительно, есть разные мнения о том тонком рубеже, отделяющем сепаратизм от борьбы нации за свое национальное государство.
Применительно к белорусскому политическому классу, стоит отметить, что в свое время он почти единодушно (особенно его оппозиционная часть) поддержал чеченских сепаратистов, воюющих против российских федеральных войск. В итоге, со временем получилась интересная картина внешнеполитических взглядов белорусского политического класса: когда Россия громила своих сепаратистов (поголовно имеющих российские паспорта), то ее действия вызывали в белорусском политическом классе осуждение и порицание за «империализм». Когда Грузия занялась уничтожением своих сепаратистов, успевших получить в качестве страховки российские паспорта, что в 90-е годы, учитывая статус России, как правопреемницы СССР, было не сложно, то Грузия в глазах белорусского политического класса делает справедливое дело. Причина такого противоречивого мышления проста: зоологическая русофобия.
Именно такой диагноз можно поставить и А. Лукашенко, для которого не является новостью главное преступление М. Саакашвили. Дело в том, что, не касаясь правомерности операции против Южной Осетии, на М. Саакашвили лежит ответственность за жизни 74 российских миротворцев. Этих мальчишек, вооруженных автоматами, давили танками, раненых добивали, резали у еще живых уши, носы, половые органы. Бахвалясь и упиваясь безнаказанностью, выкалывали раненым русским солдатам глаза…
Российские военные власти в августе 2008 старательно скрывали материалы расследования судьбы российских миротворцев, опасаясь, что российские части, отбив Цхинвал, сделают из центральной Грузии пепел. Но грузинские войска, а на деле просто натасканные в Ираке каратели, прекрасно понимали, что творили, и после 10 августа бросились врассыпную, завалив все обочины и кюветы дороги от Гори до Тбилиси военной техникой и амуницией. Правильно, это уже не безоружных миротворцев резать… Надо бежать, когда за следом идет русская полевая армия… Сейчас из этих беглецов-живодеров в Грузии делают героев, «победивших Россию» (!), и ставят перед Москвой условия будущих переговоров…
Понятно, что, по мнению белорусского политического класса, миротворец миротворцу рознь. Видимо и белорусская оппозиция, имеющая огромный пиетет к М. Саакашвили, считает, что если в голубой каске на посту стоит американец, то он - лицо неприкосновенное. Если в той же каске и с тем же мандатом стоит русский солдат, что режь его безнаказанно на части, чтобы мать получила сына в закрытом цинковом гробу… что и произошло по всей России после августа 2008 г. Стоит напомнить, что Грузия гарантировала безопасность миротворцев, подписывая Московские соглашения 1992 г.
А. Лукашенко, встретившись с М. Саакашвили и предоставив ему белорусский экран, фактически признал право на убийство русского солдата – миротворца. Он солидаризировался с их убийцей, пожал руки палача сыновей тех, кому он второе десятилетие впихивает свое «союзничество» Иуды.
С тем же успехом А. Лукашенко мог бы встречаться с уже покойными Ш.Басаевым (любителем брать в заложники роддома) или Хаттабом, в свое время собственноручно и демонстративно отрезающим головы пленных русских солдат. Так что А. Лукашенко болен той же болезнью, что и М. Саакашвили – зоологической русофобией.
Естественно, у А. Лукашенко найдется иные причины и объяснение его поступков. Автору этих строк один из защитников белорусского президента уже кричал в субботу 17 июля по телефону: « Ну что ты от него (А. Лукашенко) хочешь! Ему же нефть не дают…» С тем же успехом в 1941 году за жалование шли служить к оккупантам в ряды полиции, чтобы потом сжигать белорусские деревни и уничтожать еврейские гетто, очищая Беларусь для германских поселенцев. Сейчас очистят для китайцев, уже более миллиона белорусов работает и живет вне республики… И это правильно, ведь Россия дешевую нефть не дает…
Никакая нефть, никакой газ не заменят жизни нескольких десятков ребят, что не бросили посты и погибли на чужой земле, выполняя приказ не пускать в мирный город карателей. Что-то изменилось за 65 лет? Или А. Лукашенко откажется от своих слов: «Сегодня надо помнить, что отношения между государствами и народами измеряется не кубометрами газа и не тоннами пошлинной или беспошлинной нефти»? Как выяснилось, еще как измеряется…
Сейчас российским властям надо честно и откровенно говорить российскому народу: А. Лукашенко открыто перешел на сторону врага.
Ну что поделать, это его осознанный выбор. На войне, как на войне… Галстуков у белорусского президента много.
Андрей Суздальцев, Москва, 18 июля 2010 года, Politoboz.com