Объявленная летом прошлого года кампания по снижению складских запасов белорусских предприятий не увенчалась особым успехам. Да и не могла, поскольку невозможно одновременно выполнить две взаимоисключающие друг друга задачи – прогнозные показатели темпов роста производства и разгрузка складских запасов.
В течение первого полугодия проведена значительная работа по снижению складских запасов на предприятиях. Рост запасов в весенний период, который отмечает ежегодно и связан в основном с особенностями работы ряда отраслей, сменился во втором квартале динамикой снижения, констатировал сегодня министр экономики Н.Снопков.
"По сравнению с пиком сезонного роста - мартом - запасы снижены на Br590 млрд. Тем не менее, по сравнению с объемом запасов на 1 января нынешнего года они увеличились примерно на Br327 млрд. и по состоянию на 1 июля достигли Br5,8 трлн.", - признал он.
В основном разгрузка складов осуществлялась за счет ухищрений административного и управленческого характера. Одним из таких ухищрений стала отгрузка товаров в долг, однако у каждой медали есть обратная сторона. В данном случае речь идет о росте дебиторской задолженности и соответственно вымыванию оборотки.
Отсутствие оплаты за отгруженный товар (весьма часто встречается явление, когда предприятие даже приблизительно не может назвать срок оплаты поставленного (экспортированного) привело к тому, что белорусские предприятия были вынуждены привлекать банковские кредиты на поддержку оборотных средств в ущерб реализации инвестпроектов.
По данным Снопкова, просроченная внешняя дебиторская задолженность с начала года выросла в 1,3 раза до Br1,55 трлн ($518 млн).
"Эта сумма сопоставима с просроченным долгом по кредитам и займам, рост которой за полугодие составил 17,5%... выгоды от экспорта (белорусских товаров) и разгрузки складов получают не белорусские предприятия, а их торговые партнеры. Такая ситуация отрицательно сказывается на финансовом положении организаций, которые испытывают недостаток оборотных средств и вынуждены привлекать банковские кредиты в ущерб реализации инвестиционных программ", - заявил Снопков.
"В текущем году кредитование, в основном, шло на потребление, без задела на воспроизводство", - констатировал министр.