Последнее обновление: 22.11.2024 13:55

Непотопляемый белорусский нефтяной оффшор

Волна публикаций в целом ряде зарубежных электронных и печатных изданий, внезапно увлекшихся неминуемым крахом белорусской экономики из-за снижения импорта российской нефти и соответственно экспорта нефтепродуктов, во многом напомнила информационную атмосферу в самой Беларуси в первые годы нового тысячелетия, когда каждый уважающий себя оппозиционер предрекал стране скорый дефолт - если не сегодня после ужина, то уж точно завтра после обеда.

На фоне таких апокалиптических прогнозов белорусские власти набивали карманы и оффшорные счета килобаксами от переработки дешевой российской нефти и перепродажи российского газа. А допущенные к этой кормушке местные олигархи, заработавшие до этого состояния на бартере и газовых зачетах, осваивали новые сферы деятельности, потихоньку подминая под себя зачатки рыночного капитализма синеокой.

Похожая картина наблюдается и сегодня. Безусловно, тех денег, которые застревали в карманах отдельных слуг народа и граждан страны, нет и в помине, однако говорить о крахе экономики и как следствие скором падении режима нет никаких поводов.

Новые, полурыночные условия поставки нефти пришли в Беларусь одновременно с Новым годом, что привело к снижению загрузки белорусских НПЗ. Через несколько месяцев белорусские власти поняли, что причитаниями, обвинениями в адрес Москвы, походами в Экономический суд ЕврАзЭС былую халяву не вернешь, и, подписав договор с Венесуэлой на поставку нефти, быстро научились жить в новых экономических реалиях. Изменения в законодательство, регулирующее нефтепереработку, уже к апрелю позволили белорусским НПЗ выйти на рентабельную работу.

А спустя 7 месяцев после частичного перехода на импорт российской нефти по мировым ценам белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что загрузка белорусских НПЗ по итогам первого полугодия текущего года достигла 1,6 млн тонн нефти в месяц (по 800 тыс. на завод), что примерно соответствует уровню прошлых лет.

"Если мы начинали (год) с 1,2 млн тонн по сравнению 2 млн тонн в прошлом году, то за 6 месяцев мы уже загрузили заводы почти на 1,6 млн тонн", - заявил премьер.

Отметим лишь, что премьер несколько погорячился с объемами текущей переработки, поскольку по данным самих предприятий оба завода сегодня работают в режиме загрузки 8 млн. тонн в год (около 660 тыс. т в месяц). Но это не имеет особого значения, поскольку перед белорусской нефтепереработкой стоит иная задача – выход хотя бы нулевое сальдо по операциям импорта нефти и экспорта нефтепродуктов, что де-факто позволяет полностью закрыть потребности страны в ГСМ без валютных затрат.

По данным официальной статистики за 1-е полугодие 2010 года объем экспорта нефтепродуктов из Беларуси рухнул на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Именно эти данные и служат основой для предсказаний скорого коллапса.

Но учитывая задачу нефтепереработки, следует опираться не на тонны, а на несколько иные показатели и факторы. И в первую очередь речь идет именно о сальдо внешнеторговых операций по нефти и нефтепродуктам.

За 1-е полугодие текущего года Беларусь потратила на закупку нефти $2,633 млрд, а заработала на экспорте нефтепродуктов $2,693 млрд., обеспечив таким образом положительное сальдо по валютным операциям в $60 млн. и выполнив свою задачу. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года эти показатели снизились соответственно всего на 15% и 11%. Кроме того, потратив 3,099 млрд. на импорт и заработав 3,025 млрд. на экспорте, страна закончила 1-е полугодие 2009 года с отрицательным сальдо $74 млн. по нефтяным операциям.

Во-вторых, следует учитывать еще два обстоятельства. Снижение товарного экспорта нефтепродуктов по официальным данным отчасти обусловлено и действующим де-юре запретом на экспорт нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти (6,3 млн. тонн на 2010 год), поскольку эти нефтепродукты предназначены только для удовлетворения внутренних потребностей страны. В публичных отчетах Белстата можно лишь найти данные об объемах производства и экспорта, чего в принципе достаточно для оценки внутреннего потребления, поскольку складских запасов в этой отрасли экономики не наблюдается.

Объем производства нефтепродуктов в 1-м полугодии 2010 года (без учета биотоплива) составил 6 млн. тонн, из которых ушло на экспорт 4,6 млн. тонн. За аналогичный период прошлого было произведено 8,6 млн. тонн нефтепродуктов, а на экспорт отправлено 7,8 млн. тонн.

Несложно заметить, что внутреннее потребление нефтепродуктов выросло почти в 2 раза с 0,8 млн. тонн в первой половине прошлого года до 1,4 млн. тонн за 6 месяцев 2010 года. И это в условиях выхода из кризиса, который сказался на снижении реальных доходов граждан, но самое главное - на фоне трехразового повышения розничных цен на топливо только за 1-ю половину этого года. То есть чем чаще дорожает бензин, тем больше его потребляет экономика и население?

Статистика утверждает, что так и есть на самом деле. За 6 месяцев текущего года розничная реализация топлива на белорусских АЗС только гражданам (без учета микроорганизаций) выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да, автомобилей за прошедший год в стране стало больше, но из-за кризиса ими пользоваться стали гораздо реже. Кого не спроси - все говорят: цена на АЗС уж больно кусачая.

Объяснение резкому росту внутреннего потребления пришло из Литвы, где намедни глава Литовской ассоциации предприятий, торгующих нефтепродуктами, Лукас Восилюс в энный раз за этот год посетовал на бесконтрольный ввоз в страну нефтепродуктов из Беларуси либо для личного пользования, либо для нелегальной продажи.

«У нас нет ограничений на ввоз бензина и дизтоплива… Литовские водители, например, грузовых автомобилей могут ввозить в среднем по тысяче литров бензина ежедневно. Чаще всего - для последующей продажи. Но если нелегальные продажи запрещены законом, то ввоз не считается контрабандой», - пояснил схему Лукас Восилюс (цитата Белорусские новости) .

По его словам, около 25% водителей Литвы используют дизельное топливо или бензин из Беларуси, поскольку оно дешевле. А в результате реализация нефтепродуктов на литовских АЗС снизилась на 28%.

Текущие цены на топливо в Беларуси чуть выше украинских, что делает невыгодным вывоз топлива в эту страну. Такая политика белорусских властей понятна - Беларусь резко нарастила официальный экспорт нефтепродуктов на Украину и не хочет создавать конкуренцию этому бизнесу в виде бензиновых челноков.

Вместе с тем, дизель из Беларуси в Литве уходит по 0,72 евро за литр при официальной цене в 1,03 евро, бензин - по 0,89 евро за литр при цене на литовских АЗС 1,19 евро. Разница впечатляет. Что там говорить, если арестованный в Беларуси глава конной полиции Литвы и тот перед отпуском рванул в синеокую за бензином.

За сутки в направлении Литвы через границу только через один пропускной пункт проходят десятки грузовых автомобилей. Если каждый из них вывезет по тонне дизеля (бензина), то за полгода набежит немалый объем. Следует принимать во внимание и возможность организованных теневых схем экспорта с участием частных потребителей, о которых даже глава Литовской ассоциации предприятий вряд ли рискнет говорить в прессе. Например, на ввоз топлива из Беларуси в Польшу действует ограничение в 200 литров. Но ведь из Беларуси в Польшу можно попасть и через Литву, пользуясь отсутствием границ в ЕС…

Белорусским властям такой экспорт выгоден - он позволяет обходить запрет на экспорт нефтепродуктов из беспошлинной нефти. После отмены экспортной пошлины нет никакой разницы, как будет поступать в страну валюта – безналом в качестве оплаты по подписанным контрактам или наличностью через отдельные АЗС и обменные пункты.

В свою очередь литовские власти пока не планируют каких-то особых мер по борьбе с ввозом топлива из Беларуси. Снижение объемов продаж на литовских АЗС вызвано в первую очередь кризисом, а не контрабандой белорусского топлива в эту страну. Кроме того, заливая топливо в Беларуси и экономя 300-400 евро на каждой тонне, литовские перевозчики получают отличное существенное преимущество перед своими конкурентами по Евросоюзу.

Кроме вывоза топлива из Беларуси частными лицами, есть еще схемы с поставками биотоплива (биодизеля), да и экспорт нефтепродуктов в Молдавию автотранспортом также требует детального изучения – один грузовик везет топливо в Молдавию (экспорт), второй – топливо для первого (внутренне потребление). Предварительный анализ всех возможных вариантов показывает, что в случае полного перехода с 2011 года на закупку российской нефти по мировым ценам белорусская нефтянка сможет выполнить свою главную функцию - обеспечить потребности страны нефтепродуктами без каких-либо валютных затрат.

Дыры белорусского социализма следует искать в других направлениях. К примеру, с тем же природным газом так не покрутишь…



<Июль 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Август 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Энергетика