После долгих и тяжелых размышлений, а может быть и убеждений, А.Лукашенко все таки был вынужден расстаться с одним из немногих козырей, заставлявшего сильных мира сего считаться с его мнением – он согласился на вывоз из страны высокообогащенного ядерного топлива, пригодного, по его же словам, для производства грязного оружия.
«Я не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран - сотни килограмм фактически уже оружейного и менее обогащенного», - говорил Лукашенко в апреле текущего года. – «…Мы - не банановая республика и можем сохранять, как уже лет 20 это делаем, этот ядерный материал».
«Мы взятки не берем и не собираемся никому продавать даже за большие деньги этот (ядерный) материал…. Мы не собираемся делать «грязные бомбы», - сказал тогда же Лукашенко.
Нет смысла пересказывать мотивы, побудившие Лукашенко в очередной раз вспомнить о запасах ядерного топлива в апреле 2010 года. Но прошло полгода, и он подписал два указа, обеспечивающих юридическую основу для вывоза из страны «сырья» для производства грязных бомб и замену «свежего ядерного топлива передвижной АЭС «Памир-630Д» на свежее ядерное топливо для критического стенда «Гиацинт».
В частности указом №520 от 8 октября 2010 года Лукашенко одобрил проект соглашения с Россией о вывозе на ее территорию «облученного и свежего высокообогащенного ядерного топлива исследовательских реакторов» с заменой его на низкообогащенное, уполномочив на подписание этого соглашения гендиректора института «Сосны» Вячеслава Кувшинова.
Указом №521 от 8 октября 2010 года Лукашенко создал «условия для оказания технической помощи Правительством США при вывозе и обмене ядерного топлива» - освободил от налогообложения все операции по вывозу и замене ядерного топлива.
«Министерству иностранных дел Республики Беларусь уведомить по дипломатическим каналам Правительство США об условиях оказания технической помощи», - говорится в документе.
Сказать, что Лукашенко согласился на вывоз ядерного топлива из страны только ради денег американских налогоплательщиков, было бы не совсем правильным. Живых денег он в данном случае не увидит. Есть более веские причины, заставившие его отдать «ядерный козырь».
Безусловно, это необходимый шаг для продолжения переговоров с РФ о строительстве белорусской АЭС, если эта АЭС вообще когда-нибудь будет построена.
Но главное заключается в том, что дальнейшее сотрудничество Беларуси с Ираном, против которого все мировое сообщество ввело санкции из-за намерений этой страны создать собственное ядерное оружие, могло в любой момент обернуться введением санкций против Беларуси, имеющей в распоряжение необходимые для иранской ядерной программы компоненты.
Нельзя исключать, что запланированный на осень текущего года визит Лукашенко в Иран для торжественного запуска промышленной добычи нефти на месторождении Джо-Феир мог иметь совершенно иную окраску для мирового сообщества со всеми вытекающими последствиями, не подпиши Лукашенко 8 октября упомянутые указы.
Вполне возможно, что в Иран Лукашенко сможет поехать только после того, как из Беларуси будет вывезено все отработанное ядерное топливо, что якобы должно снять все подозрения с возможного груза в багажном отсеке президентского Боинга.
В середине сентября представитель института "Сосны" Алий Малыхин сообщил, что на вывоз топлива потребуется полтора месяца.