Семьи известных пропавших политических оппонентов президента страны Александра Лукашенко обратились сегодня к Европейскому Союзу и его парламентским структурам с просьбой инициировать независимое международное расследование.
Пресс-секретарь Лукашенко Наталья Петкевич считает, что это "нагнетание страстей".
В Белоруссии в 1999 году при невыясненных обстоятельствах умер Геннадий Карпенко, глава теневого Кабинета министров. В этом же году бесследно исчезли вице-спикер распущенного президентом парламента Виктор Гончар и его друг, бизнесмен Анатолий Красовский, а также бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, претендовавшие на лидерство в оппозиции.
В 2000 году в Белоруссии исчез оператор Общественного российского телевидения Дмитрий Завадский.
В тюремном заключении по обвинению в финансовых преступлениях находится бизнесмен и бывший депутат Андрей Климов, призывавший к импичменту Лукашенко. Оппозиция и Запад называют его политическим узником.
Семьи этих людей обратились к Западу с просьбой создать независимую комиссию по расследованию исчезновений или смерти политиков по аналогии с комиссией Парламентской ассамблеи ОБСЕ по расследованию убийства украинского журналиста Георгия Гонгадзе.
В отличии от Украины, в Белоруссии кампания оппозиции не нашла массовой поддержки в обществе, и власти ее проигнорировали.
"До сих пор нам не был дан удовлетворительный ответ. Более того, власти постоянно отказываются от помощи структур Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), США. Это также свидетельствует о том, что власти не заинтересованы в раскрытии реальных причин исчезновения и смерти оппонентов", - говорится в открытом письме родственников, полученном Рейтер.
Однако пресс-секретарь президента Белоруссии говорит, что уголовно-процессуальный кодекс страны не предусматривает привлечения международной помощи для розыска пропавших и определения причин гибели.
"Расследование продолжается, и задача компетентных органов завершить и дать ответы на все вопросы, вызывающие широкий общественный резонанс. Но данная инициатива - в большей степени нагнетание страстей, а не решение проблемы", - сказала Петкевич.
Запад с 1999 года настаивает на широком независимом расследовании случаев исчезновений людей в стране.