Принятое вчера Евросоюзом решение относительно санкций в ответ на сфальсифицированные итоги выборов и репрессии в отношении кандидатов в президенты и гражданского общества Беларуси в целом больше всего напоминает известную фразу из футбольного лексикона - "замах - на рубль, удар - на копейку". Сколько было грозных заявлений, вставаний в позу, переговоров, шума в европейских СМИ и т.д. А кончилось чем? Громким европейским пшиком.
Мы все в очередной раз стали свидетелями традиционного европейского политического лицемерия. О чем идет речь и о чем говорят все белорусские прозападные политологи? Что Европа не смогла принять в отношении Беларуси экономическии санкции, т.к. это якобы затрагивает какие-то ее экономические интересы. Смешно. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно задать один простой вопрос: сколько процентов занимает экспорт нефтепродуктов и нефти из Беларуси на европейском рынке? - Менее одного процента. Что, Европа не могла бы найти замену мизерному в европейских масштабах нефтеэкспорту из РБ? Да спокойно, без особых проблем, особенно с учетом принятого вчера решения ОПЕК.
Что же тогда лежит в основании принятого министрами иностранных дел Евросоюза в отношении Беларуси? Только геополитика. Европа посмотрела, что делает Лукашенко, и поняла, что экономические санкции со стороны ЕС только закрепят и усилят российское влияние в Беларуси. Но т.к. Европа рассматривает Беларусь и демократию в Беларуси не сами по себе, а только в контексте геополитического противостояния с Россией, то, соответственно, на демократию, права человека, принципы, да и на Беларусь в целом можно и просто наплевать в том случае, если на кону стоят стратегические интересы Брюсселя. Вот такая цена европейским стандартам и нормам, обещаниям и принципам.
Политика в очередной раз взяла верх над экономикой. Принятому министрами иностранных дел Европы решению в европейской истории полно аналогий. Самая известная и трагическая - проводимая ведущими западными державами политика умиротворения агрессора в середине прошлого века, которая обошлась миру в десятки миллионов жизней. Вместо того, чтобы совместно с СССР задушить фашизм в зародыше, Польша, Англия и Франция терпеливо его взращивали, чтобы столкнуть с молодым советским государством.
То, что сегодня делает Европа - явление такого же порядка, пусть и в тысячи раз меньшее по своей сути. Только главного это не меняет. Принятым решением Европа показала, что готова торговаться. На кону - сколько оппозиционеров пройдет в парламент в следующем году. Судьба бывших кандидатов в президенты и остальных "узников режима" становится исключительно инструментом в этом торге и не больше. Европа должна засвидетельствовать прогресс в отношениях с режимом. Этого ей будет достаточно в преддверие президентских выборов в Беларуси в 2015 году.
Такая логика свидетельствует о том, что нынешние кандидаты в президенты и другие несистемные элементы должны были "унавозить" путь в парламент для мягкой прозападной оппозиции. Эта роль им удалась. Вопрос только один имеется - были ли они сами "в курсах" относительно того сценария, в котором их использовали? Думаю, что нет.
В этих условиях, прекрасно осознавая всю "принципиальность" Европы, и возможно отдавая себе отчет в подлинном европейском сценарии для Беларуси, что должна была делать Россия? Попасть в очередную европейскую ловушку? Конечно, нет. Чем дальше мы уходим от 19 декабря, тем все более очевидным становится безошибочность принятого руководством России решения как о формировании ЕЭП, так и о молчаливом признании итогов "белорусских выборов". Главное - что сегодня официальный Минск как не пыжится, но так и не может найти ни одной зацепки для создания нового публичного конфликта с российским руководством, ни в экономике, ни в политике. А на проведение ВГС в ближайшей перспективе можно и не рассчитывать. К тому же, возможно, до официального Минска стала доходить, во сколько экономике страны, да и в целом, каждому белорусу обошлись предыдущие публичные конфликты - задолженность режима перед кредиторами уже 35% от ВВП.
Сегодня очевидно, что руководству России в отношении официального Минска до конца занять свою позицию мешают только два фактора - это недостроенность БТС-2 и "Северного потока". Как только эти два проекта начнут работать, руководство России получит полную свободу рук в отношении решения белорусской проблемы. Ждать осталось недолго - до конца 2011 года нефть потечет по БТС-2, а с середины 2012 года газ пойдет по "Северному потоку", т.е. полтора года. К тому же в России началась избирательная кампания, поэтому белорусский вопрос надо было закрыть в нынешней стадии его решения до конца российских выборов.
Европе не получилось столкнуть лбами Россию и Беларусь, поэтому она и ограничилась таким мягким решением. Понятно, что белорусское руководство только посмеялось принятым вчера в Европе санкциям. По сути, белорусский президент прав - раз Европа такая мягкая и двуличная, ее можно наклонять и дальше, чай, не сломается. Принятое вчера главами МИД ЕС решение только добавит сил белорусскому режиму. Сейчас стало очевидно, что все угрозы ЕС не стоят и ломаного гроша, поэтому на них можно не обращать никакого внимания.
Поэтому если Европа надеется, что сейчас пойдет новый торг относительно квоты прозападной оппозиции в парламенте, то она глубоко ошибается. Официальный Минск может и дальше не обращать никакого внимания на чрезмерно мягкотелую Европу и спокойно сформировать парламент без представителей прозападной оппозиции - Европа в очередной раз умоется и не введет экономических санкций. Белорусский режим никогда не будет бояться того партнера, который сам себя добровольно и неоднократно выставляет на посмешище.
Юрий Баранчик, 1 февраля 2011 года