Украинский экс-президент Виктор Ющенко хотел склонить Александра Лукашенко к участию в коалиции с Украиной, Грузией, Польшей и прибалтийскими странами. На это он рассчитывал, в частности, в ходе визита Лукашенко в Киев 5-6 ноября 2009 года.
«Комментаторы обращали внимание на роль Украины в ослаблении изоляции Беларуси, отмечали, что оба государства в последние годы оказались вовлеченными в «газовые войны» с Россией, и утверждали, что лидеры двух стран использовали визит, чтобы отправить сигнал Москве», — говорится в составленной по итогам визита конфиденциальной депеше посольства США в Киеве, опубликованной сайтом WikiLeaks 18 февраля.
Основной целью Украины на саммите было обеспечение ратификации Беларусью двустороннего договора о границе. Помимо обсуждения этого договора, «стороны обязались сотрудничать в реализации взаимовыгодных проектов в рамках «Восточного партнерства» ЕС, и Украина поручилась, что будет содействовать контактам Беларуси с Европой (например, поддерживая членство Беларуси в Совете Европы)».
Контакты посольства США в правительстве Украины и за его пределами были склонны рассматривать визит с точки зрения его символического значения. Он мог свидетельствовать о потеплении отношения Лукашенко к Украине после «Оранжевой революции» в этой стране — «события, которое Лукашенко рассматривал как непосредственную угрозу».
Один из украинских аналитиков сказал дипломатам, что «визит послужил компенсацией убывающего интереса к Украине со стороны США и Европы. Он добавил, что обе страны (Украина и Беларусь – прим.) стали жертвами российских «газовых войн», и что Украина готовится получит выгоду от привлечения Беларуси в неформальную группу, состоящую из стран ГУАМ, прибалтов и Польши».
Еще один источник заявил, что «Москва не может быть довольна тем, что лидеры СНГ ведут переговоры за ее спиной, особенно когда речь идет о встрече якобы одного из ближайших союзников России и одного из объектов ее неприязни».
Американские дипломаты пишут, что «желание Ющенко и Лукашенко искать точки соприкосновения могло бы сработать на благо обеих стран в случае давления Россией на любую из них».