Странная традиция нарисовалась в 2011 году. Каждый раз, когда приходит установленный контрактом срок расчета за очередной месяц поставок российского газа (23-е число месяца, следующего за отчетным), первый вице-премьер Владимир Семашко оказывается в офисе Газпрома в Москве, где якобы проходит очередная рабочая встреча с главой российской монополии Алексеем Миллером.
С одной стороны, повод для подобных ежемесячных чаепитий есть – Беларусь сражается за наиболее выгодные условия поставки газа в переходный на равнодоходные цены на газ период (2012-2014). Но подобные консультации и переговоры можно проводить и они проводятся постоянно на уровне рабочих групп двух сторон.
С другой стороны, тот факт, что встречи проходят в день или на следующий день после платежа на фоне острого дефицита валюты в Беларуси, не может не настораживать. И в феврале и в марте деньги на платежи Газпрому собирали всей страной (всей банковской системой) – то есть технические мероприятия по резервированию средств проводились.
Но возникает ощущение, что что-то не совсем так с оплатой. Вряд ли Семашко привозит Миллеру часть денег наличными – большие суммы требуют много чемоданов, что моментально будет замечено и породит множество слухов. Куда реальнее предположение, что часть денег приходит со счетов неких оффшорных компаний на счета иностранных компаний, подконтрольных или аффилированных с Газпромом. В этом случае присутствие Семашко необходимо для разъяснения запутанных схем денежных потоков.
Нельзя исключать и вариант, когда Беларусь сознательно проводит платеж с опозданием на сутки. И якобы работая на опережение, чтобы не допустить гневное заявление представителя Газпрома Сергея Куприянова, что, дескать, Беларусь опять не платит за газ, Семашко появляется в кабинете Миллера с оригиналом платежного поручения: «Отзывайте Куприянова, вот платежка, можете сами убедиться, что не подделка».
Столь трепетное отношение к исполнению своих обязательств перед Газпромом – первый вице-премьер работает курьером, доставляя платежку, - создает очередную возможность с глазу на глаз обратиться к Миллеру со скромной просьбой от имени всей братской страны «А может все-таки скидочку сделаете. Сами видите, как плохо с валютой. Всего лишь 30%... Нет? А 20%?... Понятно. Ну, хотя бы 10%???».
В итоге пресс-служба Газпрома публикует пресс-релиз, сообщающий миру, что Миллер и Семашко обсудили основные вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе поставки и транзит газа.
По оперативным данным объем поставок природного газа потребителям Беларуси с начала 2011 года составил более 5,7 млрд куб. м. Поскольку Белстат с 2011 года не публикует среднеконтрактные цены на газ и нефть, за ориентир можно взять озвученный тем же Семашко прогноз – 220 долларов за тысячу кубометров газа. Таким образом с начала года Беларусь уже импортировала газ на сумму 1,25 млрд. долларов. Сумма не малая, учитывая реальное, отрицательное значение ЗВР страны.
В этой связи можно допустить, что белорусские власти уже начали переговоры с Газпромом о продаже принадлежащего государству 1% или всего пакета акций ОАО «Белтрансгаз». В настоящий момент, стороны (Газпром и Беларусь) владеют этим предприятиям на паритетных условиях – по 50% у каждой стороны. Продажа 1% акций белорусской стороной позволит Газпрому получить контроль. Отсутствие же валюты может и вовсе не оставляет иного выбора, как продажа всего госпакета. Вполне возможно, что стороны обсуждают продажу ОАО «Гродно-Азот» или других активов белорусской нефтехимии, работающих на газе.
Но с 100% долей уверенности можно утверждать, что Семашко летает в Москву не ради поздороваться и халявной чашки чая в кабинете Миллера.