В центральном офисе ОАО «Газпром» состоялась рабочая встреча главы компании Алексея Миллера и первого вице-премьера РБ Владимира Семашко, сообщила пресс-служба Газпрома.
«Стороны обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, в частности, по поставкам газа в республику начиная с 2012 года с учетом ЕЭП, а также перспективы деятельности ОАО «Белтрансгаз», - говорится в сообщении.
Речь действительно шла о перспективе, но не деятельности, а самого Белтрансгаза. Ибо, пожалуй, естественный вопрос, который стоит на повестке дня – это оплата импортированного в Беларусь газа, причем не валютой, а принадлежащими государству акциями Белтрансгаза.
Ситуация с оплатой сложилась тяжелая. По состоянию на первую декаду апреля Беларусь так и не смогла рассчитаться с Газпромом за поставленный в феврале газ (срок оплаты – 23 марта). Учитывая отсутствие валюты в стране, возникают сомнения в том, что Газпром увидел белорусские деньги за февральский газ. Нет средств и на оплату мартовских поставок газа (срок оплаты – 22 апреля).
Белорусские власти и российская сторона не скрывают, что ведут переговоры о продаже Газпрому принадлежащих Беларуси всего пакета или части акций Белтрансгаза. Тот факт, что Газпром не стал поднимать в прессе вопрос о неисполнении белорусской стороной своих контрактных обязательств, позволяет предположить, что российская сторона могла предоставить Беларуси отсрочку по текущей оплате поставок газа до момента заключения сделки по продаже акций Белтрансгаза.
50% белорусской компании, которыми владеет Газпром, обошлись российского газовому монополисту в 2,5 млрд. долларов.. Однако вряд ли Газпром будет готов выложить столько же денег за вторую половину Белтрансгаза, тем более, что для получения контроля над белорусской компанией ему достаточно выкупить лишь 1% акций белорусской стороны.
В такой ситуации белорусская сторона заинтересована в том, чтобы подольше не платить Газпрому, наращивая при этом свой долг перед российской компанией, который затем можно будет погасить своими же акциями на весьма выгодных условиях. Поскольку денег у синеокой нет, то Газпром в итоге может согласиться на подобный бартер.