Опрос потерпевших по делу экс-кандидата в президенты Беларуси Андрея Санникова проходит в Партизанском суде Минска.
Первый из них - замкомандира роты спецназначения ГУВД МГИ Сергей Лущик. Потерпевший сообщил, что во время акции, до 22 часов, находился в служебном транспорте. В 22:00 поступила команда выдвинуться на пл.Независимости.
"Выстроившись в две колонны, выдвинулись в направлении Дома правительства. Нам была поставлена задача: выдвинуться к крыльцу и оттеснить толпу, которая пытается проникнуть в Дом правительства", - пояснил С.Лущик.
По его словам, он услышал звон бьющегося стекла, подбежал к Дому правительства, там увидел группу людей, человек 30 вместе с репортерами.
Он получил удар в тот момент, когда наклонился, чтобы помочь упавшему сотруднику милиции. "Человек замахнулся ледорубом, я сместился и получил удар черенком по спине и второй удар - в область левой ягодицы. Я упал и самостоятельно подняться не мог", - рассказал С.Лущик.
В госпиталь МВД замкомандира роты спецназа попал около 2 часов ночи, его поместили на стационарное лечение.
Вместе с тем, С.Лущик не смог утвердительно ответить на вопрос обвинителя, предупреждали ли сотрудники милиции собравшихся о незаконности акции с помощью звукоусиливающей аппаратуры, предлагали ли им разойтись. "Я был в шлеме, в котором громко работала рация, поэтому я ничего не слышал", - пояснил С.Лущик.
А Санников не стал задавать вопросов потерпевшему, высказав лишь "сожаление".
На вопрос адвоката Санникова Марины Ковалевской, применял ли потерпевший меры, предотвращающие повреждение имущества Дома правительства, он ответил "нет". Потерпевший также не стал говорить, сколько человек находилось в его подчинении, он не помнил, применяли ли сотрудники милиции спецсредства.
По его словам, приказы сотрудникам спецназа отдавал не он, а его начальник Александр Лукомский (командир полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома, полковник милиции - ИФ).
Потерпевший сообщил, что видел на площади у Дома правительства удочки и черенки от лопат. Канистр и бутылок с зажигательной смесью он не видел, кроме того, не слышал по рации, что кто-то из митингующих использует бутылки с зажигательной смесью.
С.Лущик пояснил, что без приказа на применение спецсредств, допустимым, согласно закону о милиции, считается "оттеснение толпы при помощи щитов, применение резиновых палок, если оказывается сопротивление".
После дачи показаний, замкомандира роты спецназа попросил освободить его от дальнейшего участия в процессе в связи со служебной занятостью, после чего он покинул зал.
Со слов второго потерпевшего - сотрудника спецназа Руслана Волкова, он получил "телесное повреждение по правому колену ногой". За медпомощью он обратился в госпиталь МВД ближе к утру, в стационарном лечении не нуждался.
Сотрудник спецназа заявил, что "не видел процесса битья стекол в доме правительства, так как в составе своего подразделения подошел к крыльцу уже после этого".
Кроме того, Р.Волков не смог ответить на вопросы суда, сколько было участников несанкционированного митинга, сколько сотрудников милиции участвовало в операции.
Говоря о действиях участников акции на пл. Независимости, потерпевший уточнил, что люди "толкали щит, били палками по щитам, пытались прорваться к крыльцу Дома правительства".
Он считает, что "действия участников акции были согласованы, так как люди находящиеся у Дома правительства переговаривались".
В руках у митингующих он видел деревянные палки и телескопические удочки, металлических предметов и огнестрельного оружия у митингующих он не видел.
Р.Волков утверждает, что милиция предупреждала собравшихся о возможных силовых действиях, если собравшиеся не разойдутся.
Отвечая на вопросы адвокатов, Р.Волков сообщил, что обратился в госпиталь МВД ближе к утру, так как у него "болело колено" и "была царапина". Лечения на месте он не получал, но врачи объяснили, как обходиться с поврежденным коленом.
Дав показания, Волков покинул зал заседания в связи со служебной необходимостью.
Третий потерпевший, Денис Гуща, также получил удар по колену от неизвестного, в стационар на лечение он не помещался, так как травма была легкой.
"Люди пытались прорваться к Дому правительства, побить нас хотели - не знаю, какая цель у них была", сообщил суду потерпевший Гуща.
Он отметил, что не видел в руках людей на пл.Независимости "ни топоров, ни лопат, ни оружия. Удары наносились в щиты, кинули (митингующие - ИФ) пару палок, пластиковые бутылки в сотрудников милиции".
Отвечая на вопросы адвокатов, Д.Гуща сообщил, что "не видел на земле металлических прутьев в большом количестве после зачистки площади, но видел шапки, шарфы, какие-то бутылки".
Д.Гуща вспомнил, что сотрудники милиции призывали разойтись, однако на предварительном слушании данных показаний он не давал. Отвечая на вопрос адвокатов, получил ли он перед судом указания вспомнить данный факт, он заявил: "мне никто не дает дополнительных указаний, как гражданин РБ я отвечаю сам за себя".
Потерпевший, так же, как и его коллеги, попросил у суда разрешения покинуть заседание в связи со служебной необходимостью.