На прошедшем в минувшую пятницу совещании у А.Лукашенко глава КГК затронул весьма интересную для текущей политико-экономической ситуации в стране тему – внешнюю дебиторско-кредиторскую задолженность. Раскрывать тему Александр Якобсон не стал по той лишь причине, что упомянул ее частично и только для поднятия оптимизма (некого оправдания) участников совещания – типа есть плохая и хорошая новости.
«…самая главная проблема, которая сегодня существует, связанная с курсом белорусского рубля, к сожалению, не решена. Дисбаланс внешней торговли в основном сформировался за счет импорта промежуточных товаров. Это почти 90% в общем объеме отрицательного сальдо», - начал Якобсон с плохой.
Но есть ли повод для уныния? Нет, сказал глава Госконтроля.
«В это время дебиторская задолженность только за первый квартал текущего года возросла на $1 млрд. долларов и составила $4,5 млрд., а за четыре месяца будет не менее $5 млрд. Это товары, которые поставлены на экспорт, но деньги не вернулись», - сообщил хорошую новость Якобсон.
Финт удался. Даже пребывающий в состоянии полного …. А.Лукашенко повелся на прозвучавшие цифры.
«Сделайте три миллиарда, чтобы было, а не пять», – отреагировал он.
Вряд ли Якобсон – ему то что, но руководители экономического блока меньше всего ждали именно такой реакции. Ведь поручение «из 5 сделать 3» будет уже на этой неделе отражено в официально подписанном протоколе поручений по итогам совещания. Вот только выполнить это поручение страна не в состоянии.
Начнем с того, что глава КГК явно намудрил с цифрами, точнее перепутал дебит с кредитом. По данным Белстата на 1 апреля внешняя дебиторская задолженность достигла $3,99 млрд. (в том числе $394,2 млн. просроченная), увеличившись за I квартал на 34,8%.
Вместе с тем, внешняя кредиторская задолженность на указанную дату и составила упомянутые Якобсоном $4,454 млрд. (в том числе $386,98 млн. просроченная), увеличившись с начала года на 23,3%.
То есть долг страны перед внешними поставщиками на $460 млн. (на 11,6%) превышает задолженность покупателей белорусских товаров и услуг (не забываем о традиционных приписках в обход статметодологии). Как сделать «3 вместо 5», когда ты должен на полмиллиарда больше, чем должны тебе, за всю история человечества еще никто не придумал, но разве если только с барского плеча простить свои долги всем кредиторам.
Хотелось бы обратить внимание, что на совещании глава КГК высказался и по поводу деструктивных, дестабилизирующих действий ряда интернет-ресурсов, сеющих слухи и панику среди людей.
«Здесь нужно что-то предпринимать!», – заявил Якобсон.
Вот уж где и надо что-то предпринимать, так это в рядах высокопоставленных чиновников, которые передергиванием фактов и искаженной подачи информации пытаются ввести страну в заблуждение. Это уже не деструкция и не дестабилизация. Это – саботаж и диверсия. Тем более, когда речь идет о так называемой дебиторской задолженности.
Следует отметить, что тема невозврата валютной выручки в страну уже давно остро стоит на повестке дня. И дело даже не в количественном выражении этой проблемы, а в качественном. По оценкам госэкспертов, с которыми удалось побеседовать на данную тему, речь идет в том числе и о выводе капитала в иностранной валюте за пределы страны на сумму в 1,0 - 1,5 млрд. долларов, львиная доля которой – порядка 70-75% - приходится на государственные и подконтрольные государству предприятия.
Правоохранительным органам, и в первую очередь чиновникам КГК порядок цифр хорошо известен, однако особых действий в этом направлении пока не предпринимается, хотя цена вопроса – сумма, превышающая величину первого транша кредита по линии ЕврАзЭС.
Вместо хлопотного и опасного (непонятно каких врагов можно нажить) занятия по возврату валютной выручки в страну, КГК предпочитает стабилизировать экономическую ситуацию в стране контрольными облавами на предприятия, в ходе которых проверяются журналы контроля за своевременным приходом-уходом чиновников и служащих на работу, проверкой прокси-серверов на предмет посещения распускающих слухи интернет-ресурсов. Правда, за месяц такой стабилизации золотовалютные резервы страны почему-то не увеличились, а показатель отрицательного сальдо внешней торговли только ухудшился.
Однако, отрицательный КПД никого не смущает, ведь всё будет очень хорошо…