Президент США Барак Обама назвал китайскую валюту — юань — недооцененной на 20—25% по отношению к доллару, видя в этом угрозу для американской экономики.
«Большинство экономистов считают, что женьминьби (китайская народная валюта) обесценена на 20—25%», — сообщил Обама на пресс-конференции по итогам саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Гонолулу. Это, по словам Обамы, означает, что китайский импорт в США дешевле, а экспорт американских товаров в Китай, наоборот, дороже.
«Мы приветствуем мирный рост Китая», — сказал президент Соединенных Штатов. Однако при этом он обвинил КНР в том, что страна «использует игру» в свою пользу.
Обама отметил, что США пытаются создать правила в экономическом сотрудничестве, приемлемые для остальных, а Китай по этим правилам играть не хочет.
Тема курса юаня обсуждалась в ходе американо-китайских встреч на форуме АТЭС, в котором участвуют 19 стран региона, включая Россию, а также Гонконг и настаивающий на независимости китайский остров Тайвань.
В начале октября сенат США одобрил законопроект о совершенствовании механизма мониторинга валютных курсов, направленный против стран, искусственно занижающих курс своих валют для поддержки экспорта. Считается, что законопроект направлен главным образом против Китая, чья валюта, по мнению ряда американских политиков и экономистов, имеет искусственно заниженный курс.
Дефицит США в торговле с КНР сохраняется еще с начала 1990-х годов. В 2010-м он составил 273 млрд долларов. По мнению ряда американских политиков и экономистов, китайский юань недооценен по отношению к доллару на величину до 40%.
Народный Банк Китая резко негативно отреагировал на этот проект, заявив, что «основные причины дисбаланса в китайско-американской торговле связаны не с курсом юаня, а с тем, что США и Китай имеют неодинаковую структуру торговли и инвестиций, разный уровень накоплений и потребления, разное положение в глобальной производственной цепочке, образовавшейся в ходе глобализации».
МИД КНР неоднократно заявлял, что Пекин не намерен поддаваться внешнему давлению в вопросах валютной политики, проводя постепенную реформу в этой сфере в соответствии с собственными интересами.