Россия выигрывает от международных санкций против Сирии и выиграет еще больше, если Евросоюз запретит импорт иранской нефти, отчего премия за нефть Urals сохранится еще многие месяцы.
Urals торгуется с премией к североморскому сорту Brent с середины октября, то есть дольше, чем когда бы то ни было.
"Дороговизна Urals по отношению к Brent в последние недели вызвана сочетанием факторов: неуверенность насчет влияния санкций на Иран и потеря добычи и экспорта из Сирии", - сказал Рой Джордан из консалтинговой конторы Facts Global Energy.
Вынужденные платить высокую цену за Urals, европейские НПЗ теряют деньги, что может помешать ЕС наложить запрет на иранскую нефть.
Обычно Urals стоит дешевле Brent, так как содержит порядка 1,3 процента серы и имеет плотность в 32 в градусах API, то есть она тяжелее и содержит больше серы, чем сорта, используемые для расчета индикативной цены Brent. Большинство иранских и сирийских сортов столь же тяжелые или тяжелее Urals, и все эти сорта требуют дополнительной переработки.
До наложения санкций на Сирию она продавала основной объем добычи, составляющей 150.000 баррелей в сутки, в средиземноморские страны. Когда цены на Urals были высоки, сирийская нефть служила альтернативной российской.
"Так как санкции в отношении Сирии в ближайшее время, видимо, не изменятся, это окажет длительный положительный эффект на Urals", - сказал консультант KBC Process Technology Сэмюэл Чижук.
Кроме этого, если ЕС в январе договорится о запрете на импорт иранской нефти, европейским НПЗ придется искать замену еще 600.000 баррелей в сутки средне- и высокосернистой нефти. Эту цифру дает в ежемесячном отчете Международное энергетическое агентство (IEA).
"Я предполагаю, что потенциальная потеря иранского импорта вынудит европейские НПЗ по-прежнему переплачивать за Urals по отношению к Brent, пока не прояснится ситуация с Ираном", - сказал Джордан из Facts Global Energy.
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ
По мнению IEA, даже при частичном запрете на иранскую нефть европейские НПЗ столкнутся с повышенными ценами на сырье из России, Саудовской Аравии и Ирака.
Саудовская Аравия продает исключительно по долгосрочным контрактам, и такие контракты есть не у всех потребителей сернистой нефти в Европе. Россия же продает нефть как по долгосрочным контрактам, так и на спотовом рынке.
Греция, ранее покупавшая иранскую нефть, недавно приобрела партию Urals у Glencore впервые за многие месяцы, сообщили трейдеры.
"Они явно хотят посмотреть, как будут жить без поставок из Ирана. Похоже, это им дорого обойдется. Греции придется тяжело без иранской нефти, если они перейдут обратно на Urals", - сказал один из трейдеров.
В ноябре Россия поставила в Европу танкерами и по нефтепроводам около 4 миллионов тонн нефти. Российскую нефть продают российские и европейские нефтяные компании и большинство крупных трейдеров.
В выигрыше Россия, а в проигрыше - европейские НПЗ. Эмбарго на иранскую нефть окажется для них более губительным, чем для Ирана, который может продавать нефть в Азию.
Многие европейские переработчики, например финская Neste и итальянская Eni, в последние годы инвестировали в модернизацию НПЗ, чтобы иметь возможность перерабатывать сернистую нефть. Теперь эта стратегия может обернуться против них.
"Дорогая нефть Urals переворачивает экономику переработки с ног на голову. Компании инвестировали в НПЗ, чтобы покупать больше Urals и прочих сернистых сортов, которые позволяли им экономить", - сказал трейдер одной из крупных нефтяных компаний.
По словам Джордана, в последние две недели производство бензина или дизельного топлива из Urals приносит убыток в $1,25-2 на баррель. По расчетам Рейтер, переработчики еще могут получать прибыль от нефти Brent.