Конкурс на разработку Петриковского месторождения калия, который власти страны упорно проводил в течение нескольких месяцев аж в 2 этапа, пока (до объявления итогов аукциона по МТС) можно смело назвать мероприятием №1 приватизационно-концессионной кампании 2011 года.
Сколько было шуму, высказываний, комментариев и заявлений чиновников от мала до Сами-Знаете-Кого. Сколько калийных воротил мира сего побывали в заветном кабинете СЗК, который по итогам умиротворительных бесед с миллионерами дважды или трижды поручал премьеру Мясниковичу до конца ноября подготовить указ о передаче этого месторождения в концессию, забив в него обязательный срок старта – не позднее мая 2012 года.
Однако знакомые с особенностями данного месторождения источники язвительно отзывались об этом конкурсе еще в момент его объявления и долго смеялись, когда власти отрапортовали о поданных 6 заявках на участие.
«Хотелось бы увидеть того самоубийцу, который готов утопить сотни миллионов долларов в это месторождение», - сказал как-то один из собеседников. Одно из главных препятствий в освоении этого месторождения помимо радиации – обводнение: Припять есть Припять.
По данным самого правдивого белорусского источника – ОБС (одна бабка сказала) - из 6 поданных заявок минимум 4 были поданы от поставных контор, для придания весу всему конкурсному процессу. В итоге, правыми оказались и эксперты-скептики: самоубийц в этом бизнесе не нашлось, и ОБС, которая чуток ошиблась: из 6 заявок – пять были поданы от подставных контор.
Понимая, что конкурс провален и организаторам грозит жесточайшая взбучка от СЗК, власти, руководствуясь вчерашним тезисом СЗК «Власти на то и существуют, чтобы заставить», оперативно задействовали административный ресурс и нашли выход из тупиковой ситуации. Геморрой в виде Петриковского месторождения повесили на Беларуськалий, объявив это предприятие победителем конкурса и обязав его найти иностранных инвесторов. Это не злобная шутка.
"Предприятие должно будет привести инвестора и привлечь его средства в разработку калийных солей Петриковского месторождения", - и это сообщил вчера глава Минприроды РБ Владимир Цалко.
Причем, судя по всему, Беларуськалий – типа победитель конкурса – не будет перечислять в бюджет разовый платеж за пользование недрами на сумму не менее $146,5 млн., потому как Цалко обратил особое внимание на это условие. Вот найдется соразработчик - он и заплатит эти деньги. Из невнятных высказываний министра можно сделать вывод, что таким соразработчиком станет некая китайская компания (на безрыбье и Китай – инвестор), но, похоже, что речь идет об очередном связанном кредите. Топить в петриковских болотах полученный вчера от Сбербанка $1 млрд. власти себе позволить не могут.
Нет ничего плохого в том, что Беларуськалий будет за китайские деньги осушать Петриковское месторождение, за исключением того, что эти деньги придется когда-то возвращать. Но вот какой смысл ради подобной передачи объявлять конкурс и вешать всем лапшу на уши? О каком доверии иностранных инвесторов и прозрачности проводимых белорусскими властями конкурсов и аукционов может идти речь, если все заранее определено и распилено?
Передача того же Старобинского месторождения в руки российского олигарха М.Гуцериева выглядела куда приличнее. Ну, пошумела общественность по поводу очередного кусочка народного добра, переданного России и успокоилась. Зато всё понятно: озвучены инвестиции и денежные условия входа ны рынок.
Судьба же очередного клочка белорусской земли зависит от акционерного общества «Беларуськалий». Оно – ОАО – хоть и государственное, но чтобы руководство предприятия по настоятельной рекомендации сверху не «решило», власти всегда могут парировать любую критику – а мы тут не при делах и не вмешиваемся в коммерческую деятельность субъекта хозяйствования.
Остается лишь поздравить всех, и в первую очередь Минприроды с правительством, с очередным инвестиционным проё..ом.