Совет Республики 22 июня одобрил проект закона «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», сообщает БелаПАН.
Как отметил председатель КГБ Беларуси Вадим Зайцев, представляя документ, законопроект «определяет правовые и организационные основы деятельности органов государственной безопасности, устанавливает обязанности и права этих органов и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов госбезопасности и членов их семей». Он закрепляет основные задачи, направления деятельности органов госбезопасности, систему органов госбезопасности, полномочия президента и правительства в сфере деятельности органов государственной безопасности. В законопроекте определяются условия и пределы применения органами госбезопасности физической силы, спецсредств, оружия, боевой техники.
Действующий закон был принят в 1997 году.
Законопроект был внесен в виде поправок в закон об органах госбезопасности в парламент 30 сентября 2011 года. После доработки Палата представителей приняла уже проект закона об органах госбезопасности в первом чтении 21 декабря 2011 года, а во втором — только 14 июня 2012 года.
Как напоминает агентство, проект закона в том виде, в котором он был внесен в парламент осенью прошлого года, вызвал большой общественный резонанс.
Как следовало их текста документа, сотрудники органов госбезопасности смогут «входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физических лиц», а также в помещения и другие объекты госорганов, организаций (кроме помещений и объектов дипломатических, консульских, других представительств иностранных государств, международных организаций, на которые распространяется действие дипломатического иммунитета, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, организаций и их семьи).
Эти проникновения и осмотр помещений оправданы «при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или находится лицо, скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс», говорится в законопроекте.
Кроме того, согласно первоначальному варианту документа, сотрудники органов госбезопасности вправе «применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших <...>, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них служебных обязанностей».
При этом сотрудники органов госбезопасности не несут ответственности за вред, причиненный с применением физической силы, использованием оружия, спецсредств, боевой и специальной техники, если их действия были «в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости».
Ответственность для них также не предусмотрена, если не были превышены «пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и задержания лиц, а также — если они действовали во исполнение обязательного приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением совершения ими умышленного преступления по заведомо преступному приказу».
Сотрудникам органов госбезопасности также разрешено применять «наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных», в частности, в случае «пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества».
Согласно проекту закона «о ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения (использования) оружия» органы госбезопасности должны «незамедлительно уведомлять прокурора».